Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 12.03.2015 N 377-р "О примерной форме должностного регламента государственного гражданского служащего Нижегородской области"
ГУБЕРНАТОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. № 377-р
О ПРИМЕРНОЙ ФОРМЕ ДОЛЖНОСТНОГО РЕГЛАМЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в целях организационно-правовой регламентации профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемую примерную форму должностного регламента государственного гражданского служащего Нижегородской области (далее - примерная форма).
2. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке должностного регламента государственного гражданского служащего Нижегородской области (далее - методические рекомендации).
3. Органам исполнительной власти Нижегородской области руководствоваться примерной формой и методическими рекомендациями при разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих Нижегородской области.
Губернатор
В.П.ШАНЦЕВ
Утверждена
распоряжением
Губернатора Нижегородской области
от 12 марта 2015 г. № 377-р
Примерная форма должностного регламента
государственного гражданского служащего
Нижегородской области
______________________________ УТВЕРЖДЕН
(наименование органа ____________________________
исполнительной власти (реквизиты нормативного акта
Нижегородской области) органа исполнительной власти
Нижегородской области)
от _____________ № _________
_____________________________________________
(наименование структурного подразделения)
_____________________________________________
(наименование отдела, сектора)
Должностной регламент
__________________ № ________
г. Н.Новгород
_____________________________________________
(наименование должности в родительном падеже)
I. Общие положения.
II. Квалификационные требования.
III. Должностные обязанности.
IV. Права.
V. Ответственность.
VI. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
VII. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
VIII. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.
IX. Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.
X. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.
XI. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.
С должностным регламентом ознакомлен(а) _________ ________________
(подпись) (ФИО)
1 экземпляр получил(а) на руки _________ "___" _________ 20__ г.
(подпись) (дата)
В дело № _______________
Утверждены
распоряжением
Губернатора Нижегородской области
от 12 марта 2015 г. № 377-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДОЛЖНОСТНОГО РЕГЛАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(далее - Методические рекомендации)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и определяют порядок и принципы разработки и утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Нижегородской области (далее - гражданские служащие).
2. Должностные регламенты разрабатываются по всем должностям государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), включенным в штатное расписание органа исполнительной власти Нижегородской области (далее - государственный орган).
3. Инициатива разработки должностного регламента может принадлежать представителю нанимателя, непосредственному или вышестоящему руководителю гражданского служащего, подразделению по вопросам государственной службы и кадров, самому гражданскому служащему.
4. Должностной регламент разрабатывается непосредственным руководителем гражданского служащего по каждой должности, согласно штатному расписанию, без указания персональных данных, согласовывается с руководителем структурного подразделения, с юридическим и кадровым подразделениями государственного органа и утверждается руководителем соответствующего государственного органа (представителем нанимателя) путем издания правового акта.
5. Утвержденные должностные регламенты гражданских служащих хранятся в кадровых службах соответствующих государственных органов.
6. Заверенная копия должностного регламента вместе с копией служебного контракта выдаются гражданскому служащему на руки и хранятся в структурном подразделении государственного органа.
7. При возникновении обстоятельств, которые изменяют функционально-технологическое разделение труда (новое штатное расписание, создание дополнительного структурного подразделения, изменение функций государственного органа, структурного подразделения, перераспределение должностных обязанностей между специалистами, изменение законодательства и другое), в должностной регламент вносятся соответствующие изменения либо разрабатывается новый должностной регламент. Внесение изменений в должностной регламент производится в том же порядке, что и его утверждение.
8. Гражданский служащий при заключении служебного контракта, перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей иной должности должен ознакомиться с должностным регламентом по соответствующей должности гражданской службы под роспись.
9. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, составлении индивидуального плана профессионального развития.
II. Требования, предъявляемые к содержанию
должностного регламента
10. Должностной регламент включает в себя следующие разделы:
I. Общие положения.
II. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки.
III. Должностные обязанности.
IV. Права.
V. Ответственность.
VI. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
VII. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
VIII. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.
IX. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.
X. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа.
XI. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
11. В разделе I "Общие положения" указываются:
11.1. Наименование должности.
Наименование должности гражданской службы указывается в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, утвержденным Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 225-З "О государственных должностях Нижегородской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области" (далее - Реестр), с указанием группы (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая) и категории должности (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты).
11.2. Назначение и освобождение от должности.
Указывается вид правового акта государственного органа (приказ) или Губернатора Нижегородской области (распоряжение), на основании которого осуществляется назначение и освобождение от должности гражданской службы в порядке, установленном действующим законодательством.
11.3. Непосредственная подчиненность.
Указывается наименование должности непосредственного руководителя (руководителей).
11.4. Состав подчиненных.
Указывается перечень структурных подразделений или конкретных должностей гражданской службы, непосредственно подчиненных данному гражданскому служащему в связи со служебной деятельностью (данный пункт предусмотрен для руководителей, имеющих в своем подчинении гражданских служащих).
11.5. Порядок замещения.
Указывается кому (наименование должности) делегируются полномочия гражданского служащего в период временного отсутствия (данный пункт предусмотрен для руководителей, имеющих в своем подчинении гражданских служащих).
11.6. Правовая основа деятельности гражданского служащего.
Указывается перечень законодательных, нормативных правовых и других актов, которыми обязан руководствоваться гражданский служащий применительно к своим должностным обязанностям.
Пример раздела I "Общие положения":
"I. Общие положения
1.1. Должность государственной гражданской службы Нижегородской области заместителя министра социальной политики Нижегородской области (далее - заместитель министра) в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, утвержденным Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 225-З "О государственных должностях Нижегородской области и реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области", относится к высшей группе должностей государственной гражданской службы (группа 5) категории "Руководители".
1.2. Заместитель министра назначается на должность и освобождается от замещаемой должности Губернатором Нижегородской области, Председателем Правительства в порядке, установленном действующим законодательством.
1.3. Заместитель министра подчиняется непосредственно министру социальной политики Нижегородской области (далее - министр) либо лицу, исполняющему его обязанности.
1.4. Заместитель министра курирует следующие структурные подразделения министерства социальной политики Нижегородской области (далее - министерство):
- управление по труду и занятости населения;
- контрольно-ревизионное управление (далее - Управления).
1.5. В непосредственном подчинении заместителя министра находятся начальник управления по труду и занятости населения и начальник контрольно-ревизионного управления.
1.6. На время отсутствия заместителя министра его полномочия исполняет начальник одного из Управлений.
1.7. В своей деятельности заместитель министра руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, законами Нижегородской области и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, Положением о министерстве социальной политики Нижегородской области, настоящим должностным регламентом.".
12. Раздел II "Квалификационные требования".
12.1. В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в должностной регламент гражданского служащего включаются квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, установленные нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций.
12.2. В число квалификационных требований входят следующие требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей:
- к уровню профессионального образования;
- к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки;
- к профессиональным знаниям и навыкам.
12.3. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
12.4. Квалификационные требования к уровню профессионального образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы области, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы области категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Необходимо указать, наличие какой специальности по образованию предпочтительно для замещения каждой конкретной должности государственной гражданской службы (с учетом функций, направления деятельности и специализации государственного органа).
12.5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки:
1) высшие должности гражданской службы - не менее шести лет стажа гражданской службы или не менее семи лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки;
2) главные должности гражданской службы - не менее четырех лет стажа гражданской службы или не менее пяти лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки;
3) ведущие должности гражданской службы - не менее двух лет стажа гражданской службы не менее четырех лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки.
Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома стаж государственной гражданской службы или стаж (опыт) работы по специальности, направлению подготовки - не менее одного года;
4) старшие должности гражданской службы - требования к стажу гражданской службы, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются;
5) младшие должности гражданской службы - требования к стажу гражданской службы, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.
12.6. К уровню и характеру знаний.
В требованиях к уровню и характеру знаний указывается обязательный состав специальных знаний, необходимых гражданскому служащему для выполнения своих функций (законодательные акты, положения, инструкции и т.д., которые он должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей).
12.7. Квалификационные требования к профессиональным навыкам и умениям, деловым качествам.
В данном подразделе указывается, какими профессиональными навыками и умениями должен обладать гражданский служащий для замещения соответствующей должности гражданской службы, а также какими деловыми и личными качествами должен обладать гражданский служащий, замещающий данную должность. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданского служащего, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, должны быть установлены и утверждены правовым актом соответствующего государственного органа.
В требованиях к профессиональным навыкам, умениям и деловым качествам излагаются конкретные способности и качества гражданского служащего, которые позволят исполнять должностные обязанности по замещаемой должности на высоком профессиональном уровне.
Перечень профессиональных знаний и навыков должен быть выработан в непосредственной зависимости от тех обязанностей и функций, исполнение которых возлагается на гражданского служащего.
12.8. Знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с рекомендациями Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления (протокол от 6 марта 2012 года № 4) в данном подразделе должны быть отражены требования к знаниям и навыкам в области информационных технологий по группам должностей.
Раздел "Квалификационные требования" в части знаний и навыков государственных гражданских служащих в области использования информационно-коммуникационных технологий должен соответствовать уровням:
- базовый уровень - перечень профессиональных знаний и навыков в сфере использования технических и программных средств, которыми должны обладать государственные гражданские служащие всех категорий и групп должностей гражданской службы, за исключением гражданских служащих категории "руководители" высшей и главной групп должностей;
- расширенный уровень - перечень профессиональных знаний и навыков в сфере использования технических и программных средств, необходимых для решения управленческих задач, которыми должны обладать гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители" высшей и главной групп должностей;
- специальный уровень - перечень дополнительных (к базовому или расширенному уровням) профессиональных знаний и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, которыми должны обладать гражданские служащие, курирующие вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов; к ведению которых относятся вопросы информатизации; выполняющие функции по созданию, развитию информационных систем в государственных органах; являющихся пользователями программных продуктов, которые обеспечивают автоматизацию функций, возложенных на соответствующие подразделения.
Профессиональные знания и навыки в области использования информационно-коммуникационных технологий, которыми должен владеть гражданский служащий в соответствии со специальным уровнем требований в области информационно-коммуникационных технологий, предъявляются к гражданским служащим персонально и могут корректироваться с учетом функциональных обязанностей и специфики работы гражданских служащих, должностные обязанности которых предполагают работу со специальным программным обеспечением.
Пример раздела II "Квалификационные требования":
"II. Квалификационные требования
Для замещения должности заместителя министра предъявляются следующие квалификационные требования:
2.1. К уровню профессионального образования:
высшее образование (предпочтительно по специальности "Юриспруденция").
2.2. К стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки:
не менее шести лет стажа государственной гражданской службы или не менее семи лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки.
2.3. К уровню и характеру знаний:
Государственный гражданский служащий должен знать и уметь применять на практике: Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Устав Нижегородской области, Регламент Правительства Нижегородской области, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области применительно к исполнению своих должностных обязанностей, Служебный распорядок министерства социальной политики Нижегородской области, Инструкцию по делопроизводству в органах исполнительной власти Нижегородской области и их структурных подразделениях, Положение о министерстве социальной политики Нижегородской области, порядок работы со служебной информацией.
Уровень - очень высокий, предполагающий знание различных областей законодательства Российской Федерации, знание на экспертном уровне законодательных и нормативных актов, относящихся к непосредственным задачам структурного подразделения и смежным областям.
2.4. К профессиональным навыкам и умениям, деловым качествам:
- высокие организаторские способности, способность руководить большим коллективом;
- способность грамотно и полно оценивать обстановку, оперативно принимать решения для достижения поставленных целей;
- умение быть требовательным, стимулировать достижение результатов труда, ставить перед подчиненными достижимые задачи;
- способность анализировать и оценивать деятельность подчиненных;
- умение четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность аргументировать, доказывать свою точку зрения;
владение навыками:
- текущего и перспективного планирования и организации труда;
- эффективного планирования рабочего времени;
- организации эффективного взаимодействия с органами государственной власти, организациями, учреждениями, органами местного самоуправления и т.д.;
- ведения деловых переговоров, публичных выступлений;
деловые качества:
- энергичность, высокая работоспособность, стрессоустойчивость;
- самостоятельность в принятии решений, готовность брать на себя ответственность за принятые решения и действия;
- настойчивость в достижении поставленной цели;
- стремление к накоплению и обновлению профессиональных знаний и навыков;
- способность своевременно адаптироваться к новым условиям деятельности;
2.5. К знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий:
Уровень - расширенный.
Знания:
- правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий;
- программных документов и приоритетов государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий;
- правовых аспектов в сфере предоставления государственных услуг населению и организациям посредством применения информационно-коммуникационных технологий;
- аппаратного и программного обеспечения;
- возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота;
- общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности;
- основ проектного управления.
Навыки:
- стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах;
- работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера;
- работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет;
- работы в операционной системе;
- управления электронной почтой;
- работы в текстовом редакторе;
- работы с электронными таблицами;
- работы с базами данных;
- работы с системами управления проектами.".
13. Раздел III "Должностные обязанности".
13.1. Раздел разрабатывается в соответствии с задачами и функциями государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.
13.2. В разделе отражаются функциональные особенности по конкретной должности с подробным перечислением всех видов работ и трудовых функций гражданского служащего.
Включение в должностные регламенты гражданских служащих функций и полномочий, выходящих за пределы компетенции соответствующего структурного подразделения, не допускается.
В случае наличия в структурном подразделении одноименных должностей гражданской службы необходимо разграничить и конкретизировать должностные обязанности гражданских служащих, замещающих эти должности в соответствии с трудовыми функциями, фактически исполняемыми данными сотрудниками. Наличие должностных регламентов, предусматривающих идентичные должностные обязанности гражданских служащих, замещающих одноименные должности, не допускается.
13.3. В целях обеспечения реализации правовых норм о противодействии коррупции в данный раздел в обязательном порядке включаются должностные обязанности, указанные в пунктах 3.10, 3.11 и 3.14 примера раздела III "Должностные обязанности".
13.4. В должностные регламенты гражданских служащих, замещающих должности, включенные в перечень должностей гражданской службы, при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в обязательном порядке включаются должностные обязанности, указанные в пунктах 3.12, 3.13 примера раздела III "Должностные обязанности".
13.5. В должностные регламенты гражданских служащих, участвующих в предоставлении государственных услуг гражданам и организациям области (или осуществляющих контроль за их предоставлением), а также имеющих доступ к персональным данным, включаются обязанности, указанные в пунктах 3.8, 3.9 примера раздела III "Должностные обязанности".
Пример раздела III "Должностные обязанности":
"III. Должностные обязанности
Исходя из задач и функций, определенных Положением о министерстве, заместитель министра:
3.1. Координирует работу курируемых структурных подразделений министерства и осуществляет контроль за их деятельностью.
3.2. Осуществляет контроль и координацию прохождения и исполнения документов, поручений министра, принимает оперативные меры, направленные на своевременное и качественное исполнение документов и поручений.
3.3. Готовит проекты решений по вопросам, входящим в его компетенцию.
3.4. Участвует в рассмотрении обращений органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, организаций и граждан, адресованных министру и связанных с деятельностью министерства.
3.5. Обеспечивает разработку методологических и методических материалов, рекомендаций, информационных и аналитических материалов по вопросам, относящимся к его компетенции.
3.6. Рассматривает обращения граждан, юридических лиц в соответствии с действующим законодательством.
3.7. Обеспечивает разработку нормативных правовых актов в рамках своей компетенции.
3.8. Участвует в предоставлении государственных услуг гражданам и организациям Нижегородской области в соответствии с утвержденными должностными регламентами министерства.
3.9. Соблюдает порядок обеспечения защиты персональных данных от неправомерного их использования или утраты.
3.10. Уведомляет в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
3.11. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции":
- принимает меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
- в письменной форме уведомляет непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения как только станет об этом известно;
- в целях предотвращения конфликта интересов передает принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.12. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
3.13. В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" представляет сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
3.14. Соблюдает требования к служебному поведению и положения Кодекса служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области, утвержденного решением межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области от 1 декабря 2009 года (далее - Кодекс служебной этики).
3.15. Исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.".
14. В разделе IV "Права" определяется совокупность прав, которыми гражданскому служащему необходимо пользоваться для обеспечения исполнения должностных обязанностей в пределах установленной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа.
Права гражданского служащего в связи с замещением должности государственной гражданской службы вытекают из функций структурного подразделения и должны быть установлены исходя из конкретных должностных обязанностей гражданского служащего, а также правового положения (статуса) гражданского служащего.
Согласно статье 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" все гражданские служащие Российской Федерации имеют общие права. Как и в случае с общими должностными обязанностями, перечисление общих прав в должностном регламенте гражданского служащего нецелесообразно, достаточно указать, что гражданский служащий "Имеет иные права, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе".
Пример раздела IV "Права":
"IV. Права
Заместитель министра имеет право:
4.1. Запрашивать от органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, организаций независимо от их организационно-правовой формы информацию, необходимую для исполнения функций министерства.
4.2. Вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию министерства.
4.3. Вносить предложения по совершенствованию работы курируемых подразделений.
4.4. Визировать и подписывать документы в пределах своей компетенции.
4.5. Участвовать в совещаниях и мероприятиях по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.6. Иные права, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе.".
15. В разделе V "Ответственность" указываются виды ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, к которой могут привлекаться гражданские служащие за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.
В зависимости от возложенных на гражданского служащего должностных обязанностей в должностном регламенте могут быть установлены следующие виды его ответственности:
- за совершение действий (бездействие), ведущих к нарушению прав и законных интересов граждан, организаций;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей и т.д.
В обязательном порядке в данный раздел включаются виды ответственности, указанные в пунктах 5.4, 5.6 - 5.8 примера раздела V "Ответственность".
Также в данном разделе устанавливаются:
- ответственность должностных лиц (участвующих в предоставлении государственной услуги) за сроки и порядок исполнения административных процедур, закрепленных в административных регламентах органов исполнительной власти Нижегородской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- персональная ответственность в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области от 28 января 2014 года № 95-р "О возложении персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы";
- ответственность за несоблюдение порядка обеспечения защиты персональных данных от неправомерного их использования или утраты (для лиц, имеющих доступ к персональным данным).
Пример раздела V "Ответственность":
"V. Ответственность
Заместитель министра несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, в том числе за:
5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей.
5.2. Нарушение служебного распорядка и служебной дисциплины.
5.3. Предоставление руководству недостоверной информации.
5.4. Разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
5.5. Сроки и порядок предоставления государственных услуг гражданам и организациям Нижегородской области в соответствии с административными регламентами министерства.
5.6. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой.
5.7. Неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
5.8. Нарушение требований к служебному поведению и положений Кодекса служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области, утвержденного решением межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области от 1 декабря 2009 года.
5.9. Иные нарушения действующего законодательства.".
16. Раздел VI "Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения".
16.1. В разделе указывается перечень вопросов, по которым гражданский служащий в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения с учетом задач и функций, возложенных на государственный, его структурное подразделение, и в соответствии с должностными обязанностями по замещаемой должности гражданской службы.
16.2. Раздел должен включать в себя перечень вопросов, по которым гражданский служащий в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения с учетом задач и функций, возложенных на государственный орган, его структурное подразделение, и в соответствии с должностными обязанностями по замещаемой должности гражданской службы.
Пример раздела VI "Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения":
"VI. Перечень вопросов, по которым заместитель министра
вправе или обязан самостоятельно принимать
управленческие и иные решения
6.1. При исполнении должностных обязанностей заместитель министра вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения по вопросам:
- координации работы по реализации региональной промышленной политики в Нижегородской области в пределах имеющихся полномочий;
- участия в пределах своей компетенции в законотворческом процессе в сфере оборонно-промышленного комплекса и гражданских отраслей;
- участия в подготовке предложений для текущих и перспективных планов социально-экономического развития Нижегородской области;
- участия в оценке предложений по размещению новых и развитию действующих производств в курируемых отраслях на территории Нижегородской области;
- организации комплексного анализа технико-экономического, финансового и социального состояния и развития предприятий и организаций курируемых отраслей;
- подготовки предложений по формированию региональной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса и гражданских отраслей, координации работ по ее реализации с определением приоритетов для привлечения инвестиций.
6.2. При исполнении должностных обязанностей заместитель министра обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения по вопросам:
- организации работы управления;
- распределения обязанностей между структурными подразделениями управления;
- организации взаимодействия управления с другими подразделениями министерства, а также с другими структурными подразделениями органов исполнительной власти Нижегородской области, другими организациями и предприятиями с целью выполнения задач и функций, определенных положением об управлении;
- представления управления и министерства в иных органах государственной власти и местного самоуправления в рамках своей компетенции;
- ходатайства в установленном порядке перед министром о приеме на работу, переводе и увольнении работников управления, а также об их поощрении или наложении дисциплинарных взысканий;
- ходатайства в установленном порядке перед министром об обеспечении профессиональной переподготовки, повышении квалификации работников управления;
- организации работы по обеспечению министерства информационно-аналитическими материалами по профилю работы управления;
- организации работы по разработке методик и проведению анализа работы предприятий и организаций курируемых отраслей для достижения: эффективности их работы, отраслей и промышленности в целом; сопоставимости результатов работы; повышения бюджетной эффективности промышленной политики;
- осуществления организационных работ по заключению соглашений с курируемыми предприятиями;
- организация в установленном порядке работы по ведению делопроизводства управления, ведению учета документов в соответствии со сроками исполнения и поручениями министра.".
17. Раздел VII "Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений".
17.1. В данном разделе указывается перечень вопросов, по которым гражданскому служащему предоставлено право принимать участие при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, с учетом задач и функций, возложенных на государственный орган, структурное подразделение, и в соответствии с должностными обязанностями.
17.2. В данном разделе указывается перечень вопросов, по которым гражданский служащий обязан принимать участие при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, с учетом задач и функций, возложенных на государственный орган, структурное подразделение, и в соответствии с должностными обязанностями.
Пример раздела VII "Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений":
"VII. Перечень вопросов, по которым первый заместитель
министра вправе или обязан участвовать при подготовке
проектов нормативных правовых актов и (или) проектов
управленческих и иных решений
7.1. Первый заместитель министра в соответствии со своей компетенцией вправе участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений по вопросам оборонно-промышленного комплекса и гражданских отраслей промышленности.
7.2. Первый заместитель министра в соответствии со своей компетенцией обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений по вопросам комплексного анализа технико-экономического, финансового и социального состояния и развития предприятий и организаций отраслей оборонно-промышленного комплекса и гражданских отраслей промышленности.
18. Раздел VIII "Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений".
18.1. Определение сроков и процедур подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядка согласования и принятия данных решений осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, приказов и распоряжений государственных органов, а также указаний непосредственных руководителей.
18.2. Подготовка проектов документов осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Нижегородской области и их структурных подразделениях.
Пример раздела VIII "Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений":
"VIII. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения
проектов управленческих и иных решений, порядок
согласования и принятия данных решений
Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, в том числе Регламентом Правительства Нижегородской области, Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Нижегородской области и их структурных подразделениях.".
19. Раздел IX "Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями".
19.1. Раздел должен содержать перечень органов исполнительной власти, иных государственных органов и их структурных подразделений, органов местного самоуправления, учреждений и организаций и др., с которыми взаимодействует гражданский служащий в процессе исполнения должностных обязанностей в пределах своих полномочий.
19.2. В разделе должен быть отражен порядок служебного взаимодействия гражданского служащего по вопросам, входящим в его компетенцию.
Например:
- координация деятельности;
- согласование проектов правовых актов;
- консультации;
- организационное и методическое обеспечение деятельности;
- участие в работе комиссий;
- контроль за исполнением решений;
- прием граждан и т.д.
Пример раздела IX "Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями":
"IX. Порядок служебного взаимодействия заместителя
министра в связи с исполнением им должностных обязанностей
с гражданскими служащими министерства, гражданскими
служащими иных государственных органов, другими
гражданами, а также с организациями
9.1. Для выполнения возложенных задач заместитель министра взаимодействует со всеми структурными подразделениями министерства и его подведомственными учреждениями, с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, российскими организациями, международными организациями, иностранными организациями, гражданами в пределах своих полномочий.
9.2. Порядок служебного взаимодействия заместителя министра включает в себя:
9.2.1. Сбор информации в процессе исполнения должностных обязанностей.
9.2.2. Согласование проектов правовых актов в соответствии со своей компетенцией.
9.2.3. Консультирование по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений.
9.2.4. Участие в проведении переговоров, работе соответствующих комиссий, совещаний и рабочих группах.
9.2.5. Участие в судебных процессах в судах различной юрисдикции.
9.2.6. Участие в проведении семинаров, конференций.
9.2.7. Оказание консультативной помощи по вопросам, входящим в компетенцию курируемых структурных подразделений министерства.
9.2.8. Осуществление контроля за исполнением решений по вопросам, входящим в компетенцию курируемых структурных подразделений министерства, его подведомственных учреждений.
9.2.9. Ведение деловой переписки.".
20. В разделе X "Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа" указывается полный перечень государственных услуг, в оказании которых принимает участие гражданский служащий в соответствии с утвержденным административным регламентом государственного органа.
В случае если гражданский служащий не принимает участия в оказании государственных услуг гражданам и организациям Нижегородской области, но осуществляет контроль или координацию за их исполнением, данный раздел включается в должностной регламент с соответствующей формулировкой.
В случае неучастия гражданского служащего в оказании государственных услуг данный раздел включается в должностной регламент и в нем указывается, что гражданский служащий не принимает участия в оказании государственных услуг гражданам и организациям Нижегородской области.
Пример раздела X "Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа":
"X. Перечень государственных услуг, оказываемых
гражданам и организациям в соответствии
с административным регламентом министерства
В соответствии с утвержденными административными регламентами министерства заместитель министра принимает участие в оказании следующих государственных услуг гражданам и организациям Нижегородской области:
- выдача квалификационных аттестатов кадастровых инженеров;
и т.д.".
21. Раздел XI "Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности в соответствии с административным регламентом государственного органа" излагается в следующей редакции:
"XI. Показатели эффективности и результативности
профессиональной служебной деятельности в соответствии
с административным регламентом министерства
В соответствии со статьей 19 Закона Нижегородской области от 10 мая 2006 года № 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области" показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности применяются в случае включения должности заместителя министра в перечень должностей гражданской службы Нижегородской области, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, и определяются срочным служебным контрактом.".
------------------------------------------------------------------