Постановление администрации Балахнинского района Нижегородской области от 11.08.2015 N 186 "Об утверждении Основных направлений бюджетной политики в Балахнинском муниципальном районе на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАХНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2015 г. № 186
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В БАЛАХНИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2016 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях разработки проекта решения Земского собрания Балахнинского муниципального района "О бюджете Балахнинского муниципального района на 2016 год" и среднесрочного финансового плана Балахнинского муниципального района на 2016 - 2018 годы, руководствуясь Уставом Балахнинского муниципального района, администрация Балахнинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной политики в Балахнинском муниципальном районе на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Структурным подразделениям администрации Балахнинского муниципального района (субъектам бюджетного планирования районного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов руководствоваться основными направлениями бюджетной политики в Балахнинском муниципальном районе на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
3. Отделу организационно-протокольной работы администрации района обеспечить опубликование настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Финансовое управление администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области.
Глава администрации
П.В.КОЖЕНКОВ
Утверждены
постановлением администрации
Балахнинского муниципального района
от 11.08.2015 № 186
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В БАЛАХНИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
Основные направления бюджетной политики в Балахнинском муниципальном районе на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Нижегородской области от 23 июля 2015 года № 465 "Об утверждении Основных направлений бюджетной политики в Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" с целью определения основных подходов к формированию проекта решения Земского собрания Балахнинского муниципального района "О бюджете Балахнинского муниципального района на 2016 год" и среднесрочного финансового плана Балахнинского муниципального района на 2016 - 2018 годы.
Бюджетная политика Балахнинского муниципального района на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Стратегией развития социально-экономического развития муниципального образования "Балахнинский муниципальный район" до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Балахнинского муниципального района от 26 января 2015 года № 11, и муниципальной программой "Управление муниципальными финансами Балахнинского муниципального района на период до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Балахнинского муниципального района от 17 октября 2014 года № 308.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
Балахнинского муниципального района в 2011 - 2015 годах
В 2011 - 2014 годах развитие Балахнинского муниципального района характеризовалось ростом большинства социально-экономических, а также бюджетных показателей.
Администрацией Балахнинского муниципального района проводилась ответственная и прозрачная бюджетная политика в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленная на обеспечение устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Балахнинского муниципального района.
Доходы консолидированного бюджета Балахнинского муниципального района в 2014 году получены в объеме 1686,2 млн руб. и увеличились за 2011 - 2014 годы на 353,5 млн руб., или на 26,5%.
Расходы консолидированного бюджета Балахнинского муниципального района в 2014 году исполнены в объеме 1727,3 млн руб. и увеличились за 2011 - 2014 годы на 322,2 млн руб., или на 22,9%.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета
Балахнинского муниципального района за 2011 - 2014 годы
млн рублей
2011 год
2012 год
% к предыд. году
2013 год
% к предыд. году
2014 год
% к предыд. году
Доходы
1 332,7
1 262,3
94,7
1 730,7
137,1
1 686,2
97,4
в том числе налоговые и неналоговые доходы
491,6
804,7
163,7
927,0
115,2
703,1
75,8
Безвозмездные поступления
841,1
457,6
54,4
803,7
175,6
978,1
121,7
Расходы
1 405,1
1 249,4
88,9
1 707,4
136,7
1 727,3
101,2
Дефицит
-72,4
+12,9
+23,3
-41,1
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно около 60% в общем объеме расходов.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Балахнинском муниципальном районе в 2011 - 2014 годах осуществлены следующие меры:
- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;
- обеспечено повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- осуществлена поэтапная реализация программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья и обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
- реализуется План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Балахнинского муниципального района, утвержденный распоряжением администрации Балахнинского муниципального района от 27 июля 2015 года № 996-р.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств в 2011 - 2014 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- осуществлен комплекс мероприятий в целях более гибкого управления ликвидностью районного бюджета, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий;
- осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети муниципальных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;
- исполнение районного бюджета осуществляется с использованием комплексной системы "АЦК - Финансы";
- обеспечивается целевое направление финансовых ресурсов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог за счет концентрации части средств районного бюджета в Дорожных фондах муниципальных образований Балахнинского муниципального района;
- бюджет Балахнинского муниципального района на 2015 год разработан и утвержден по программному принципу;
- реализуются 14 муниципальных программ Балахнинского муниципального района, охватывающих все социально значимые сферы.
Долговая политика Балахнинского муниципального района осуществляется в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом Балахнинского муниципального района на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Балахнинского муниципального района от 28 июня 2012 года № 85, и строится исходя из необходимости поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, минимизации его обслуживания, равномерного распределения во времени платежей, связанных с исполнением долговых обязательств.
Показатели муниципального долга и расходы на его обслуживание находятся в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Условия реализации бюджетной политики
Несмотря на поступательное развитие в последние годы, в настоящее время в бюджетной политике сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:
- отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- необходимость совершенствования механизма применения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями;
- низкая степень заинтересованности граждан в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств.
Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики Балахнинского муниципального района, являются:
- изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов районного бюджета, увеличение расходов районного бюджета;
- ухудшение общеэкономической ситуации в Российской Федерации, в Нижегородской области и в Балахнинском муниципальном районе, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов районного бюджета;
- удорожание стоимости привлечения заемных средств в виде кредитов коммерческих банков.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
3. Основные направления бюджетной политики
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2016 - 2018 годах будет направлена на:
1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы Балахнинского муниципального района, в том числе за счет:
- повышения качества бюджетного планирования путем разработки долгосрочного бюджетного прогноза Балахнинского муниципального района;
- концентрации финансовых ресурсов на реализацию приоритетных направлений государственной политики, в том числе в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- поэтапного снижения дефицита районного бюджета;
- безусловного исполнения действующих расходных обязательств, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
- проведения взвешенной долговой политики, в том числе поэтапное снижение доли рыночных долговых обязательств.
2. Повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
- ежегодного снижения издержек и неэффективных трат бюджета;
- вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс муниципальных услуг в социальной сфере;
- расширения применения эффективного контракта для руководителей органов местного самоуправления Балахнинского муниципального района и руководителей муниципальных учреждений Балахнинского муниципального района.
3. Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
- реализации программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Балахнинского муниципального района;
- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и муниципальных учреждениях.
4. Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, а также создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
5. Повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
6. Реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
4. Бюджетная политика в области доходов
Бюджетная политика Балахнинского муниципального района в части доходов в 2016 - 2018 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение максимальных поступлений в консолидированный бюджет Балахнинского муниципального района всех доходных источников в запланированных объемах.
Изменения налогового законодательства, повлекшие сокращение собственных доходов бюджетов муниципальных образований, усилили актуальность вопроса укрепления и развития собственного налогового потенциала.
В этой связи работа администрации Балахнинского муниципального района будет направлена на:
- обеспечение качественного администрирования всех доходных источников районного бюджета;
- активизацию работы всех заинтересованных структур в части актуализации базы данных, необходимой для начисления имущественных налогов;
- содействие инновационным и инвестиционным процессам в экономике;
- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Балахнинского муниципального района;
- осуществление мероприятий, направленных на предотвращение выплаты "теневой" заработной платы и погашение имеющейся задолженности по заработной плате перед работниками;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе за счет повышения качества претензионно-исковой работы;
- совершенствование методологии расчета арендной платы за объекты недвижимости с учетом их кадастровой стоимости.
5. Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в области расходов будет ориентирована на безусловное исполнение действующих обязательств при условии ограничения роста расходов и эффективного использования внутренних резервов.
В текущей экономической ситуации ограниченность финансовых ресурсов бюджета Балахнинского муниципального района требует выбора приоритетов бюджетных расходов. Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных расходов определяются указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в среднесрочной перспективе эти приоритеты будут сохранены. В первую очередь это:
- обеспечение выплаты и поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы в соответствии с утвержденными "дорожными картами" развития отраслей социальной сферы;
- реализация мер по созданию новых мест в общеобразовательных организациях;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений;
- финансирование мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики Балахнинского муниципального района, в том числе программ занятости населения, поддержки приоритетных отраслей экономики, а также малого бизнеса.
Проект бюджета Балахнинского муниципального района на 2016 год и среднесрочный финансовый план Балахнинского муниципального района на 2016 - 2018 годы будет формироваться в соответствии со следующими основными подходами:
Основные параметры районного бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета.
Планирование расходов районного бюджета и среднесрочного финансового плана Балахнинского муниципального района на 2016 - 2018 годы будет осуществляться в программном формате на основании предварительных реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, а также показателей муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг (работ) с учетом оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг, произведенной по утвержденному перечню бюджетных услуг.
При определении предельных объемов бюджетных ассигнований перед субъектами бюджетного планирования будут поставлены задачи по оптимизации расходов.
Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам социальной сферы будут формироваться в пределах существующей штатной численности работников муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2015 года с учетом установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.
При решении задачи повышения заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы должны быть привлечены высвободившиеся средства от оптимизации сети учреждений социальной сферы, а также внебюджетные источники финансирования.
Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках муниципальных программ Балахнинского муниципального района.
Сохранится преемственность реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями в целях улучшения жилищных условий.
6. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений с поселениями района в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением "О межбюджетных отношениях в Балахнинском муниципальном районе".
Формирование межбюджетных отношений будет направлено на решение следующих основных задач, определенных муниципальной программой "Управление муниципальными финансами Балахнинского муниципального района на период до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Балахнинского муниципального района от 17 октября 2014 года № 308:
- повысится эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности поселений района;
- повысится объективность распределения межбюджетных трансфертов из районного бюджета за счет более адекватной оценки потребности в расходах на оказание муниципальных услуг, более точного отражения реальных возможностей муниципальных образований по генерированию доходов;
- будет обеспечено своевременное предоставление муниципальным образованиям финансовых средств, необходимых для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
При формировании межбюджетных отношений в 2016 - 2018 годах будет учитываться изменение федерального законодательства, законодательства Нижегородской области, что может привести к необходимости изменения инструментов межбюджетного регулирования.
7. Политика в области управления муниципальным долгом
Долговая политика Балахнинского муниципального района в 2016 - 2018 годах будет строиться в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом Балахнинского муниципального района на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации района от 28.06.2012 № 85.
Реализация долговой политики направлена на обеспечение выполнения принятых долговых обязательств Балахнинского муниципального района при наименьших затратах и разумной степени риска.
Основными задачами управления долгом при реализации долговой политики являются:
- поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств;
- поддержание объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных нормами бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Балахнинского муниципального района, то есть на экономически безопасном уровне;
- повышение эффективности муниципальных заимствований Балахнинского муниципального района, в том числе частичное замещение рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами из областного бюджета;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями районного бюджета в привлечении заемных средств;
- обеспечение раскрытия информации о долге.
8. Совершенствование управления исполнением
районного бюджета
Управление исполнением районного бюджета в первую очередь будет ориентировано на повышение эффективности и прозрачности использования денежных средств, повышение качества управления средствами районного бюджета и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
- исполнение районного бюджета на основе кассового плана;
- совершенствование управления ликвидностью районного бюджета в целях эффективного использования бюджетных средств;
- совершенствование процедуры кассового исполнения районного бюджета, осуществляемого через лицевые счета, открытые в Финансовом управлении администрации Балахнинского муниципального района;
- осуществление операций по лицевым счетам, открытым в Финансовом управлении администрации Балахнинского муниципального района, для учета субсидий иным юридическим лицам, авансовых платежей исполнителям и соисполнителям по муниципальным контрактам, а также организациям и муниципальным предприятиям с долей собственности Балахнинского муниципального района 50 и более процентов;
- развитие системы внутреннего финансового контроля и аудита;
- принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;
- обеспечение контроля за отсутствием кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
- осуществление контроля за соответствием планов закупок и планов-графиков закупок объемам обеспечения, предусмотренным в расходах районного бюджета для их осуществления;
- осуществление системы учета и отчетности в муниципальном секторе Балахнинского муниципального района.
9. Политика в сфере финансового контроля
В условиях сложившейся системы муниципального финансового контроля, функционирования контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Балахнинского муниципального района актуальным остается повышение качества и результативности осуществляемых контрольных мероприятий как одного из важных направлений повышения эффективности бюджетных расходов.
Развитие системы муниципального финансового управления должно быть направлено на контроль экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования финансовых ресурсов, анализ результативности их использования. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок должно обеспечить снижение потерь средств бюджета Балахнинского муниципального района, эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов, а также предотвращение нарушений законодательства.
Деятельность администрации Балахнинского муниципального района в сфере муниципального контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
- совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок путем актуализации нормативно-правовой базы Балахнинского муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- усиление муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Балахнинского муниципального района, в том числе за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и исполнением муниципальных контрактов;
- применение мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах местного самоуправления Балахнинского муниципального района, направленных на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными получателями бюджетных средств;
- развитие ведомственного контроля в сфере закупок, осуществляемого органами местного самоуправления Балахнинского муниципального района, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
- внедрение системы мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов местного самоуправления Балахнинского муниципального района по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок;
- проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.
------------------------------------------------------------------