Постановление администрации Арзамасского района Нижегородской области от 24.08.2015 N 1232 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Арзамасского района Нижегородской области"
АДМИНИСТРАЦИЯ АРЗАМАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. № 1232
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ АРЗАМАССКОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2006 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 года № 109-З "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 16 октября 2014 года № 703 "Об утверждении Требований к порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядку проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года № 746 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области":
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Арзамасского района Нижегородской области (далее - Порядок).
2. Определить управление экономики, инвестиций и жилищной политики администрации Арзамасского муниципального района уполномоченным структурным подразделением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, ответственным за внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных правовых актов, а также по осуществлению контроля за соблюдением названных процедур.
3. Управлению организационно-правовой работы администрации Арзамасского муниципального района обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. главы администрации
В.А.УСИМОВ
Утвержден
постановлением администрации
Арзамасского муниципального района
Нижегородской области
от 24.08.2015 № 1232
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ АРЗАМАССКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(далее - Порядок)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуры проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных правовых актов (далее - оценка) и экспертизы действующих муниципальных правовых актов (далее - экспертиза), затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Арзамасского района Нижегородской области.
1.2. Целями оценки проектов муниципальных правовых актов (далее - проекты актов) и экспертизы действующих муниципальных правовых актов (далее - акты) являются:
а) определение и оценка положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта или действующего акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования, способов ее решения; определение выгод и издержек подвергающихся воздействию муниципального регулирования физических и юридических лиц;
б) выявление в проекте акта или действующем акте положений, которые:
- вводят избыточные административные и иные обязанности, запреты и ограничения или способствуют их введению;
- способствуют возникновению необоснованных расходов;
- способствуют возникновению необоснованных расходов местного бюджета.
1.3. Результатом проведения оценки проектов актов и экспертизы актов является повышение качества муниципального регулирования, обеспечение возможности учета мнений социальных групп и установления баланса интересов как на стадии подготовки проекта акта, так и на стадии экспертизы фактического воздействия действующего акта.
1.4. Положения настоящего Порядка не распространяются на:
а) регулирование тарифов на товары (услуги);
б) акты, по которым приняты бюджетные обязательства;
г) акты и проекты муниципальных правовых актов:
- содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
- содержащие сведения конфиденциального характера;
- принятые (принимаемые) во исполнение актов высшей юридической силы.
1.5. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
- регулирующие органы - структурные подразделения администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, участвующие в реализации муниципального регулирования, являющиеся разработчиками в пределах своей компетенции проекта акта или действующего акта, затрагивающего предпринимательскую и инвестиционную деятельность;
- уполномоченный орган - структурное подразделение администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, ответственное за внедрение процедуры оценки проектов актов и экспертизы действующих актов, а также выполняющее функции по контролю названных процедур. Уполномоченный орган (уполномоченное структурное подразделение) определяется администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области;
- оценка проектов актов - оценка эффективности воздействия изменения (введения) муниципального регулирования предлагаемой редакции проекта акта, направленная на выявление и устранение положений проекта акта, которые вводят избыточные, невыполнимые или сложно контролируемые административные и иные ограничения, обязанности, расходы для социальных групп и (или) противоречат цели муниципального регулирования;
- экспертиза актов - оценка фактического воздействия действующего акта, направленная на сопоставительный анализ оценочных данных о возможном воздействии и данных о фактическом воздействии муниципального регулирования;
- участники оценки проектов актов (экспертизы актов) - регулирующие органы, уполномоченный орган, заинтересованные структурные подразделения администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, хозяйствующие субъекты, граждане, их объединения (группы) и (или) их представители, чьи права, обязанности или возможности реализации законных интересов возникают, изменяются или прекращаются в связи с принятием (действием) нормативного правового акта.
1.6. Процедуры оценки проектов актов и экспертизы актов основываются на следующих принципах:
а) прозрачность - доступность информации о процедурах оценки и экспертизы на всех стадиях проведения;
б) публичность - обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых решений;
в) сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения процедур оценки проектов актов и экспертизы актов;
г) эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта муниципального регулирования с точки зрения выгод и издержек как субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, так и общества в целом;
д) экономичность - обеспечение надлежащего качества проведения процедур оценки и экспертизы при условии минимально необходимых затрат на их проведение.
1.7. Оценка проектов актов и экспертиза действующих актов проводится структурным подразделением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, осуществляющим разработку проекта акта.
1.8. По результатам проведения оценки проектов актов и экспертизы актов регулирующий орган готовит заключение об оценке (экспертизе) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
1.9. Экспертное заключение об оценке (экспертизе) подготавливается уполномоченным органом по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку в порядке, определенном разделами 3 и 4 настоящего Порядка.
1.10. Экспертное заключение об оценке прикладывается к проекту акта при начале процедуры его согласования.
2. Функции участников процедуры оценки (экспертизы)
2.1. Уполномоченный орган осуществляет следующие основные функции:
- нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение процедуры оценки;
- контроль исполнения процедур оценки проектов актов (экспертизы актов) и подготовки заключений об оценке проектов актов (экспертизе актов) регулирующими органами, включая контроль процедур проведения публичных консультаций;
- подготовка экспертного заключения об оценке проектов актов (экспертизе актов);
- мониторинг проведения процедуры оценки проектов актов (экспертизы актов);
- подготовка ежегодного доклада о развитии и результатах процедуры оценки проектов актов и экспертизы актов на территории муниципального образования.
2.2. Регулирующие органы осуществляют следующие основные функции:
- оценка проектов актов путем проведения оценки эффективности воздействия введения (изменения) муниципального регулирования;
- экспертиза актов (оценка фактического воздействия муниципального регулирования);
- проведение публичных консультаций;
- подготовка заключений об оценке проектов актов и экспертизе актов в сферах муниципального регулирования.
2.3. В проведении оценки проектов актов и экспертизы действующих актов могут участвовать иные участники оценки, в том числе путем участия в публичных консультациях.
3. Оценка проекта акта
3.1. При подготовке проекта акта, регулирующего отношения в сферах, определенных пунктом 1.1 настоящего Порядка, регулирующий орган проводит оценку эффективности воздействия введения (изменения) муниципального регулирования.
3.2. В рамках оценки эффективности воздействия введения (изменения) муниципального регулирования регулирующий орган проводит анализ по следующим направлениям:
3.2.1. Проблемы муниципального регулирования:
- какими нормативными правовыми актами осуществляется муниципальное регулирование на момент принятия введения (изменения) муниципального регулирования;
- на решение какой проблемы направлено введение (изменение) муниципального регулирования;
- какие могут наступить последствия, если никаких действий не будет предпринято;
- на какие социальные группы оказывается воздействие.
3.2.2. Цели муниципального регулирования (обоснование соответствия проекта акта решению описанной проблемы, а также стратегическим и программным документам).
3.2.3. Возможности или невозможность достигнуть цели с помощью иных правовых, информационных или организационных средств (может быть учтен опыт решения (невозможности решения) данной или аналогичной проблемы соответствующими средствами в иных муниципальных образованиях).
3.2.4. Выгоды и издержки от введения (изменения) муниципального регулирования, в том числе:
- описание объектов, на которые будет оказано воздействие;
- описание ожидаемого негативного и позитивного воздействия, если возможно - его количественная оценка, а также период соответствующего воздействия;
- возникновение расходов местного бюджета;
- ожидаемые результаты, риски и ограничения в результате введения (изменения) муниципального регулирования.
3.2.5. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность вводимых административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3.3. При необходимости по решению регулирующего органа для проведения оценки проектов актов формируется экспертная группа.
3.4. Регулирующий орган составляет пояснительную записку к проекту акта с описанием полученных в ходе оценки проекта акта результатов.
3.5. В рамках проведения оценки проекта акта регулирующим органом проводятся публичные консультации.
Для проведения публичных консультаций регулирующий орган размещает на официальном сайте самоуправления Арзамасского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прилагается проект акта и пояснительная записка, подготовленная в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка. В уведомлении указывается перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций, срок проведения публичных консультаций, а также способ направления своих мнений участниками публичных консультаций.
Срок проведения публичных консультаций не может быть менее 30 календарных дней.
3.6. Дополнительно могут использоваться следующие формы публичного обсуждения:
- опросы бизнес- и экспертных сообществ;
- интернет-опросы;
- проведение совещаний с заинтересованными сторонами.
3.7. По результатам публичных консультаций в течение 5 рабочих дней регулирующим органом готовится отчет по всем полученным замечаниям и предложениям, содержащий следующие сведения:
- при учете замечания и (или) предложения - каким образом замечание (предложение) было учтено;
- при отклонении замечания и (или) предложения - причина, по которой замечание и (или) предложение было отклонено.
3.8. По результатам оценки проекта акта регулирующим органом в течение 5 рабочих дней готовится заключение об оценке проекта акта по форме приложения 1 к настоящему Порядку и представляется в уполномоченный орган на рассмотрение вместе с отчетом о проведении публичных консультаций. Заключение об оценке проекта акта и отчет о проведении публичных консультаций регулирующий орган публикует на официальном сайте в течение 5 календарных дней с момента их направления в уполномоченный орган.
3.9. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента поступления заключения об оценке проекта акта проводит его экспертизу, включающую оценку соответствия процедур проведенной оценки и заключения об оценке проекта акта требованиям настоящего Порядка.
3.10. При наличии замечаний к заключению об оценке проекта акта и в случае выявления несоответствия процедур оценки эффективности муниципального регулирования требованиям настоящего Порядка уполномоченный орган направляет в течение 7 рабочих дней в регулирующий орган экспертное заключение с перечнем замечаний.
Регулирующий орган устраняет замечания уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с момента получения экспертного заключения с перечнем замечаний, и направляет в уполномоченный орган повторно заключение об оценке для проведения уполномоченным органом его экспертизы в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Порядка.
При несогласии регулирующего органа с полученными замечаниями уполномоченного органа проект акта и экспертное заключение с перечнем замечаний направляется главе администрации района для решения вопроса об учете представленных замечаний.
3.11. При отсутствии замечаний к заключению об оценке проекта акта и исполнению процедур оценки эффективности муниципального регулирования уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня его подписания направляет в регулирующий орган экспертное заключение без замечаний.
3.12. Экспертное заключение подлежит размещению уполномоченным органом на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
4. Экспертиза актов
4.1. Экспертиза актов - оценка фактического воздействия муниципального регулирования проводится в случае, если по действующему муниципальному правовому акту ранее проводилась оценка регулирующего воздействия проекта акта.
Экспертиза акта осуществляется регулирующим органом путем сопоставления данных заключения об оценке проекта муниципального нормативного правового акта, подготовленного на стадии его разработки, с фактическими результатами его применения для определения степени достижения цели регулирования.
4.2. Экспертиза акта проводится регулирующим органом на основе предложений заинтересованных сторон, в том числе объединений предпринимательской и инвестиционной деятельности, направляемых в регулирующий орган.
4.3. Результаты экспертизы акта отражаются регулирующим органом в заключении об экспертизе акта.
4.4. Заключение об экспертизе акта регулирующий орган публикует на официальном сайте в течение 5 дней со дня его направления в уполномоченный орган.
4.5. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления заключения об экспертизе акта проводит его экспертизу.
4.6. При наличии замечаний к заключению об экспертизе акта и в случае выявления несоответствия процедур экспертизы акта требованиям настоящего Порядка уполномоченный орган направляет в течение 7 рабочих дней в регулирующий орган экспертное заключение с перечнем замечаний.
4.7. В случае отсутствия замечаний к заключению об экспертизе акта уполномоченный орган направляет в регулирующий орган экспертное заключение без замечаний.
4.8. Экспертное заключение подлежит размещению уполномоченным органом на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
4.9. По итогам проведения оценки экспертизы акта действующие муниципальные правовые акты или их отдельные положения подлежат отмене или изменению в установленном порядке.
5. Мониторинг проведения процедуры оценки
муниципальных проектов актов (экспертизы актов)
5.1. На основе обобщения подготовленных и поступивших заключений об оценке проекта акта (экспертизе акта) уполномоченный орган проводит ежегодный мониторинг муниципального регулирования на территории муниципального образования и опубликовывает его результаты на официальном сайте.
6. Отчетность о развитии и результатах процедур оценки
проектов актов и экспертизы актов
6.1. Уполномоченным органом ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовится доклад о развитии и результатах процедуры оценки проектов муниципальных актов и экспертизы действующих муниципальных актов.
6.2. Доклад о развитии и результатах процедуры оценки проектов муниципальных актов и экспертизы действующих муниципальных актов публикуется уполномоченным органом на официальном сайте.
Приложение 1
к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия
проектов муниципальных правовых актов и экспертизы
действующих муниципальных правовых актов, затрагивающих
вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной
деятельности на территории Арзамасского района
Нижегородской области
Форма заключения
об оценке проекта акта (экспертизе акта)
1. Общие сведения:
Регулирующий орган: _______________________________________________________
Наименование регулирующего акта:
___________________________________________________________________________
2. Описание существующей проблемы:
Причины муниципального вмешательства (На решение какой проблемы направлено
рассматриваемое муниципальное регулирование?): ____________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Цель введения акта: _______________________________________________________
Риски, связанные с текущей ситуацией: _____________________________________
___________________________________________________________________________
Последствия, если никаких действий не будет предпринято: __________________
___________________________________________________________________________
Социальные группы, экономические сектора или территории, на которые
оказывается воздействие: __________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Цели регулирования:
Основные цели регулирования: ______________________________________________
___________________________________________________________________________
Обоснование неэффективности действующего в рассматриваемой сфере
регулирования: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Возможные варианты достижения поставленной цели:
Невмешательство: __________________________________________________________
Совершенствование применения существующего регулирования: _________________
___________________________________________________________________________
Саморегулирование: ________________________________________________________
Прямое муниципальное регулирование: _______________________________________
___________________________________________________________________________
Какие инструменты могут быть использованы для достижения поставленной
цели: _____________________________________________________________________
Качественное описание и количественная оценка соответствующего воздействия
(если возможно): __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Публичные консультации:
Стороны, с которыми были проведены консультации: __________________________
___________________________________________________________________________
Основные результаты консультаций: _________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Рекомендуемый вариант регулирующего решения:
Описание выбранного варианта (принятие новых нормативных правовых актов,
признание утратившими силу нормативных правовых актов, внесение изменений в
нормативные правовые акты, направление предложений по изменению областного
законодательства, сохранение действующего режима регулирования): __________
___________________________________________________________________________
Ожидаемые выгоды и издержки от реализации выбранного варианта: ____________
___________________________________________________________________________
Необходимые меры, позволяющие минимизировать негативные последствия
применения соответствующего варианта: _____________________________________
___________________________________________________________________________
Период воздействия ________________________________________________________
(кратко-, средне- или долгосрочный)
7. Информация об исполнителях:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О., телефон, адрес электронной почты исполнителя)
___________________________________________________________________________
(подпись руководителя регулирующего органа)
Приложение 2
к Порядку проведения оценки регулирующего воздействия
проектов муниципальных правовых актов и экспертизы
действующих муниципальных правовых актов, затрагивающих
вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной
деятельности на территории Арзамасского района
Нижегородской области
Форма экспертного заключения
об оценке проекта акта (экспертизе акта)
1. Общие сведения:
Уполномоченный орган: _____________________________________________________
Регулирующий орган: _______________________________________________________
Наименование регулирующего акта: __________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Замечания по проведенной оценке регулирующего воздействия (экспертизе)
К процедурам оценки (экспертизы): _________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Информация об исполнителе:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О., телефон, адрес электронной почты исполнителя)
___________________________________________________________________________
(подпись руководителя уполномоченного органа)
------------------------------------------------------------------