По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского областного суда от 24.08.2015 по делу N 3-199/2015 <О признании частично недействующим пункта 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. по делу № 3-199/2015

Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания О.В.С.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области - Четайкина А.В.,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Э" по доверенности - П.Д.Н.,
представителя Правительства Нижегородской области по доверенности - Б.П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Э" о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в части,

установил:

Правительством Нижегородской области принято постановление от 10 декабря 2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863), в соответствии с п. 8 которого оно вступает в силу с 01 января 2015 года.
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 опубликовано в газете "Нижегородские новости" от 25 декабря 2014 года № 229(5562) - в приложении "Правовая среда" от 25 декабря 2014 года № 130(1840).
Общество с ограниченной ответственностью "Э" (ООО "Э") обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в части, в котором просит признать недействующим со дня принятия п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в той мере, в какой он допускает применение указанного постановления для целей налогообложения на 2015 год к земельным участкам с кадастровыми номерами <...>, расположенным по адресу <...>, принадлежащим на праве собственности ООО "Э".

В обоснование заявленных требований ООО "Э" сослалось на ст.ст. 1, 2, 6, 8, 17, 18, 19, 34, 35, 55, 57, 71, 75 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 5, 15, 387, 389, 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 24.11, 24.17, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на ст.ст. 41, 51 Устава Нижегородской области, ст. 10 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", ст.ст. 11, 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2017 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в Постановлении от 02 июля 2013 года № 17-П, и указало на то, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права общества как собственника земельных участков с кадастровыми номерами <...> и как плательщика земельного налога по указанным объектам налогообложения, так как для целей налогообложения он должен применяться с 01 января 2016 года, а не с 01 января 2015 года.
В возражениях на заявление ООО "Э" Правительство Нижегородской области просило в его удовлетворении отказать по мотивам того, что оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области принято в соответствии с компетенцией и в полном соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, а именно, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 38, 51 Устава Нижегородской области, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215, что оспариваемый нормативный правовой акт, утверждающий результаты кадастровой оценки, не является актом, непосредственно относящимся к законодательству о налогах и сборах и не содержит нормативных положений, регулирующих налоговые отношения, что рассмотрение вопроса о применении ст. 5 Налогового кодекса РФ возможно только в отношении порождаемых актами юридических последствий, но никак не в отношении самого акта, тем более при отсутствии в нем отдельного указания на применение в целях налогообложения, что права заявителя, нарушенные несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, что отмена постановления Правительства Нижегородской области в оспариваемой части не повлечет внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, поскольку в настоящее время эти сведения уже установлены, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть изменены только при наличии решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, принятого в отношении конкретного земельного участка на основании отчета об установлении его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель ООО "Э" П.Д.Н. доводы заявления поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель Правительства Нижегородской области Б.П.С. просила в удовлетворении заявленных ООО "Э" требований отказать по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Четайкина А.В., полагавшего необходимым заявление ООО "Э" удовлетворить, обсудив доводы заявления ООО "Э", возражений Правительства Нижегородской области, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. "в", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со ст. 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе, принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, а также утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно ст. 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области обеспечивает на территории области исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов области.
Как установлено ч. 2 ст. 51 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области издает постановления и распоряжения.
В силу положений ч. 2 ст. 10 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области" нормативные правовые акты Правительства области принимаются в пределах его компетенции в форме постановлений.
Частью 1 статьи 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" установлено, что акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Постановления Правительства принимаются в порядке, установленном Регламентом. Постановления Правительства имеют общеобязательный характер. Постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок вступления их в силу. Постановления Правительства по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней со дня их официального опубликования. Датой официального опубликования постановлений Правительства считается первая публикация его текста в газете "Нижегородские новости" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Согласно п. 41 ст. 11 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" к полномочиям Правительства Нижегородской области в сфере бюджетной, финансовой и налоговой политики относится утверждение в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельных участков, выявляемых ранее учтенных земельных участков, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок, признаны утратившими силу отдельные постановления Правительства Нижегородской области, в том числе, постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года № 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области".
Пунктом 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 установлено, что оно вступает в силу с 01 января 2015 года.
Текст постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 без приложений опубликован в газете "Нижегородские новости" от 25 декабря 2014 года № 229(5562) - в приложении "Правовая среда" от 25 декабря 2014 года № 130(1840).
Кроме того, согласно информации государственно-правового департамента Нижегородской области от 10 июня 2015 года № 408-01-03-1832/15 постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 с приложениями было размещено на официальном сайте Правительства Нижегородской области (www.government-nnov.ru, раздел "Законодательство") 12 декабря 2014 года. Также 12 декабря 2014 года постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 было направлено в информационные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс" и в ГУ Минюста России по Нижегородской области.
Частью 1 статьи 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По делу установлено, что ООО "Э" на праве собственности принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (под цех установки по сжиганию эмульсии с прилегающей производственной площадкой), общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу <...>;
с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (под цех холодного проката ленты с прилегающей производственной площадкой), общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу <...>.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28 апреля 2014 года по делу № А43-4045/2014 постановлено установить кадастровую стоимость равную рыночной стоимости следующих земельных участков, расположенных по адресу <...>:
с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере 755 000 рублей;
с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, в размере 49 336 000 рублей.
Указанное решение вынесено Арбитражным судом Нижегородской области в период действия постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года № 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляла <...> рубля, земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> рубля.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 (строки № 50 568, 50 569 приложения № 1) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> рублей. Сведения об указанной кадастровой стоимости земельных участков в настоящее время внесены в государственный кадастр недвижимости.
С учетом вышеназванных обстоятельств и требований ч. 1 ст. 251 ГПК РФ ООО "Э" вправе обратиться в суд с настоящим заявлением, поскольку постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 затрагиваются права и свободы заявителя как собственника земельных участков с кадастровыми номерами <...> и как плательщика земельного налога по указанным объектам налогообложения.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Анализируя полномочия Правительства Нижегородской области по изданию оспариваемого постановления от 10 декабря 2014 года № 863, являющегося нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что, учитывая приведенные выше нормы Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", он принят правомочным органом в пределах его компетенции.
Оценивая соблюдение формы, в которой принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительства Нижегородской области - постановление, суд находит, что она соответствует требованиям Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области".
Проверяя правила введения постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в действие, в том числе правила его опубликования, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами. Если в самом нормативном правовом акте установлена дата вступления его в силу, но в отношении нормативных правовых актов, регулирующих данный вид общественных отношений, предусмотрены специальные правила вступления их в силу (в частности, в отношении актов налогового, таможенного законодательства), следует проверять соблюдение этих правил при определении даты вступления в силу оспариваемого акта. Например, порядок вступления в силу нормативного правового акта, принятого законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, вводящего налог, необходимо признавать нарушенным, если такой акт вступил в силу ранее 1 января года, следующего за годом принятия акта, и ранее одного месяца со дня его официального опубликования, поскольку в данном случае не были соблюдены специальные правила вступления в силу актов законодательства о налогах, установленные абзацем третьим пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункты 1 и 3 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).
По смыслу указанных положений, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02 июля 2013 года № 17-П.
Из приведенных законоположений в их конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации, следует вывод о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863, которое официально опубликовано 25 декабря 2014 года, не могут порождать правовых последствий для ООО "Э" как плательщика земельного налога по указанным объектам налогообложения в налоговом периоде 2015 года и применяться для целей определения по ним налоговой базы по земельному налогу за 2015 год.
Вместе с тем, оспариваемым ООО "Э" п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 предусмотрено, что оно вступает в силу с 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863, предусматривающий дату вступления постановления в силу с 01 января 2015 года, в той мере, в какой он допускает применение постановления для целей налогообложения на 2015 год к земельным участкам с кадастровыми номерами <...>, принадлежащим налогоплательщику ООО "Э", противоречит правилам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным в ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежит признанию по заявлению ООО "Э" в указанной части недействующим.
Не свидетельствуют об обратном и не могут повлечь отказ в удовлетворении заявления ООО "Э" доводы возражений Правительства Нижегородской области.
Доводы о том, что оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области принято в соответствии с компетенцией и в полном соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, а именно, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 38, 51 Устава Нижегородской области, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39, Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215, подлежат отклонению, поскольку не опровергают того обстоятельства, что в данном случае Правительством Нижегородской области применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами <...> не были соблюдены специальные правила вступления в силу актов законодательства о налогах, установленные ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд не может согласиться с доводами о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, утверждающий результаты кадастровой оценки, не является актом, непосредственно относящимся к законодательству о налогах и сборах и не содержит нормативных положений, регулирующих налоговые отношения, что рассмотрение вопроса о применении ст. 5 Налогового кодекса РФ возможно только в отношении порождаемых актами юридических последствий, но никак не в отношении самого акта, тем более при отсутствии в нем отдельного указания на применение в целях налогообложения, так как они не учитывают выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 02 июля 2013 года № 17-П конституционно-правового смысла п. 1 ст. 5 и ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования, а также противоречат разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Доводы о том, что права заявителя, нарушенные несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, что отмена постановления Правительства Нижегородской области в оспариваемой части не повлечет внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, поскольку в настоящее время эти сведения уже установлены, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть изменены только при наличии решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, принятого в отношении конкретного земельного участка на основании отчета об установлении его рыночной стоимости, не могут быть признаны состоятельными исходя из того, что заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, при том что применительно к обстоятельствам настоящего дела избранный им способ защиты соответствует содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, обеспечивает восстановление нарушенных прав, то есть является надлежащим.
На основании п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд, установив нарушение правил введения постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в действие, не исследует другие обстоятельства по делу, в том числе содержание постановления, тем более что вопрос об этом ООО "Э" в заявлении не ставится.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Удовлетворяя заявление ООО "Э", суд полагает, что п. 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 в той мере, в какой он допускает применение постановления для целей налогообложения на 2015 год к земельным участкам с кадастровыми номерами <...>, принадлежащим на праве собственности заявителю, подлежит признанию недействующим со дня его принятия, поскольку требования, предъявляемые Налоговым кодексом Российской Федерации к порядку действия во времени актов законодательства о налогах, с учетом которых постановление подлежало вступлению в силу в части, касающейся налоговых правоотношений, Правительством Нижегородской области нарушены, в том числе, и исходя из даты принятия постановления - 10 декабря 2014 года.
В силу требований ч. 3 ст. 253 ГПК РФ настоящее решение или сообщение о нем после вступления его в законную силу подлежат опубликованию в печатном издании, в котором было официально опубликовано постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863, - в газете "Нижегородские новости".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, Нижегородский областной суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Э" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 8 постановления Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" в той мере, в какой он допускает применение указанного постановления для целей налогообложения на 2015 год к земельным участкам: с кадастровым номером <...>, расположенному по адресу <...>, с кадастровым номером <...>, расположенному по адресу <...>, принадлежащим на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Э".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда
М.С.СОРОКИН


------------------------------------------------------------------