Постановление администрации Богородского района Нижегородской области от 26.08.2015 N 1675 "Об утверждении основных направлений бюджетной политики в Богородском муниципальном районе Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ БОГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. № 1675
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В БОГОРОДСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
В целях разработки проекта бюджета Богородского муниципального района Нижегородской области на 2016 год и среднесрочного финансового плана Богородского муниципального района Нижегородской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной политики в Богородском муниципальном районе Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Главным распорядителям средств районного бюджета и администраторам доходов при формировании бюджетных проектировок на 2016 год руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики в Богородском муниципальном районе Нижегородской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
3. Обнародовать настоящее постановление в установленном порядке.
Глава администрации
С.В.ПУШКАРЕВ
Утверждены
постановлением администрации
Богородского муниципального
района Нижегородской области
от 26.08.2015 № 1675
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В БОГОРОДСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2017 И 2018 ГОДОВ
Основные направления бюджетной политики в Богородском муниципальном районе Нижегородской области (далее - Богородский район) на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов разработаны в соответствии с Решением Земского собрания Богородского муниципального района Нижегородской области от 18.06.2014 № 53 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Богородском муниципальном районе Нижегородской области".
Бюджетная политика администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация района) на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127, и муниципальной программой "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Богородского муниципального района Нижегородской области", утвержденной постановлением администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 17.09.2014 № 2650.
1. Основные итоги реализации бюджетной политики
Богородского района в 2011 - 2015 годах
В 2011 - 2014 годах развитие Богородского района характеризовалось ростом большинства социально-экономических, а также бюджетных показателей.
Администрацией района проводилась ответственная и прозрачная бюджетная политика в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства, направленная на эффективное использование бюджетных средств в рамках приоритетных задач государственной и муниципальной политики, обеспечение устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Богородского района.
Доходы консолидированного бюджета Богородского района в 2014 году получены в объеме 1702,3 тыс. рублей и увеличились за 2011 - 2014 годы на 679,9 тыс. рублей, или на 66,5%.
Расходы консолидированного бюджета Богородского района в 2014 году исполнены в объеме 1779,2 тыс. рублей и увеличились за 2011 - 2014 годы на 677 тыс. рублей, или на 61%.
Динамика основных показателей
консолидированного бюджета Богородского района
за 2011 - 2014 годы
тыс. рублей
2011 год
2012 год
% к пред. году
2013 год
% к пред. году
2014 год
% к пред. году
Доходы
1049,1
1266,0
120,6
1679,7
132,6
1702,3
101,3
в том числе налоговые и неналоговые доходы
419,2
665,8
158,8
751,3
112,8
669,3
89,0
Безвозмездные поступления
629,9
600,2
95,2
928,4
154,7
1033,0
111,3
Расходы
1102,2
1183,3
107,3
1615,8
136,5
1779,2
110,1
Дефицит
-53,1
82,7
63,9
-76,9
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более половины общего объема расходов.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Богородском районе в 2011 - 2014 годах осуществлены следующие меры:
- своевременно и в полном объеме обеспечено исполнение всех принятых расходных обязательств в социальной сфере, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;
- обеспечено повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, в рамках реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 достигнуты все целевые значения по повышению заработной платы, утвержденные в "дорожных картах";
- осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений, ведется реконструкция старых;
- осуществлена поэтапная реализация программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта жилья и обеспечения жильем отдельных категорий граждан;
- осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей;
- реализуется План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Богородского района.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств в 2011 - 2014 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- осуществлен комплекс мероприятий в целях более гибкого управления ликвидностью районного бюджета;
- с целью недопущения роста кредиторской задолженности финансирование расходов осуществляется с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования по отдельным направлениям расходов на каждый квартал, кассовый план по всем видам расходов составлялся помесячно;
- проводятся мероприятия по оптимизации и реструктуризации сети муниципальных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;
- районный бюджет и бюджеты поселений на 2015 разработаны и утверждены по программному принципу;
- реализуются 13 муниципальных программ Богородского района, охватывающих все социально значимые сферы.
Долговая политика Богородского района осуществляется в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом Богородского муниципального района Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 29.12.2012 № 3620, и строится исходя из необходимости поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, равномерного распределения во времени платежей, связанных с исполнением долговых обязательств.
На сегодняшний день показатели муниципального долга и расходов на его обслуживание соответствуют ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Условия реализация бюджетной политики
Несмотря на поступательное развитие в последние годы, в настоящее время в бюджетной политике сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:
- отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- необходимость совершенствования механизма применения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями;
- низкая степень заинтересованности граждан в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств;
- низкая эффективность осуществляемых бюджетных расходов, приводящая к несоизмеримости получаемого социально-экономического эффекта с объемом израсходованных средств.
Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики Богородского района, являются:
- изменения норм федерального и регионального законодательства, влекущие за собой снижение доходов консолидированного бюджета района, увеличение расходов консолидированного бюджета района;
- ухудшение общеэкономической ситуации в Российской Федерации, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
3. Основные направления бюджетной политики
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2016 - 2018 годах будет направлена на:
1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджетной системы Богородского района, в том числе за счет:
- повышения качества бюджетного планирования путем разработки среднесрочного финансового плана и прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период;
- концентрации финансовых ресурсов на реализации приоритетных направлений государственной и муниципальной политики, в том числе в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и адресного решения социальных проблем;
- безусловного исполнения действующих расходных обязательств, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;
- проведения взвешенной долговой политики.
2. Повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
- ежегодного снижения издержек и неэффективных затрат бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении;
- совершенствования предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на основе адресности и нуждаемости;
- вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг в социальной сфере.
3. Повышение эффективности управления, в том числе за счет:
- реализации программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления Богородского района;
- повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.
4. Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, а также создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
5. Повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
6. Реализация принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
4. Бюджетная политика в области доходов бюджета
Бюджетная политика Богородского района в части доходов в 2016 - 2018 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение максимальных поступлений в консолидированный бюджет Богородского района всех доходных источников в запланированных объемах.
Изменения налогового законодательства, повлекшие сокращение собственных доходов консолидированного бюджета района, усилили актуальность вопроса укрепления и развития собственного налогового потенциала.
В этой связи работа будет направлена на:
- обеспечение качественного администрирования всех доходных источников консолидированного бюджета района;
- активизацию работы всех заинтересованных структур в части актуализации базы данных, необходимой для начисления имущественных налогов, и расширения налогооблагаемой базы по ним;
- содействие инновационным и инвестиционным процессам в экономике;
- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Богородского района;
- осуществление мероприятий, направленных на предотвращение выплаты теневой заработной платы и погашение имеющейся задолженности по заработной плате работодателей перед работниками;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе за счет повышения качества претензионно-исковой работы;
- совершенствование методологии расчета арендной платы за объекты недвижимости с учетом их кадастровой стоимости.
5. Бюджетная политика в области расходов бюджета
Бюджетная политика в области расходов будет ориентирована на безусловное исполнение действующих обязательств при условии ограничения роста расходов и эффективного использования внутренних резервов.
В текущей экономической ситуации ограниченность финансовых ресурсов бюджета Богородского района требует выбора приоритетов бюджетных расходов. Начиная с 2012 года основные приоритеты бюджетных расходов определяются указами Президента Российской Федерации от 7.05.2012, в среднесрочной перспективе эти приоритеты будут сохранены. В первую очередь это:
- обеспечение выплаты и поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы в соответствии с утвержденными "дорожными картами" развития отраслей социальной сферы;
- реализация мер по созданию новых мест в общеобразовательных организациях;
- поддержка семей, имеющих детей;
- переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Кроме того, приоритетными являются:
- реализация мер социальной поддержки населения, в первую очередь исходя из адресности и нуждаемости граждан;
- поддержка системы внешкольного дополнительного образования;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений;
- финансирование мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики Богородского района, в том числе программ занятости населения, поддержки приоритетных отраслей экономики, а также малого бизнеса.
Проект консолидированного бюджета района на 2016 год будет формироваться в соответствии со следующими основными подходами:
Основные параметры консолидированного бюджета района будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета.
Планирование расходов консолидированного бюджета района на очередной финансовый год и плановый период будет осуществляться в программном формате на основании предварительных реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, а также показателей муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг (работ) с учетом результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг, произведенной по утвержденному перечню бюджетных услуг.
При определении предельных объемов бюджетных ассигнований перед субъектами бюджетного планирования будут поставлены задачи по оптимизации расходов.
Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам социальной сферы будут формироваться в пределах существующей штатной численности работников муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2015 года с учетом установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.
При решении задачи повышения заработной платы отдельным категориям работников социальной сферы должны быть привлечены высвободившиеся средства от оптимизации сети учреждений социальной сферы, а также внебюджетные источники финансирования.
Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках муниципальных программ Богородского района и в соответствии с Адресной инвестиционной программой Богородского района.
Сохранится преемственность реализации на территории Богородского района государственных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, поддержки молодых семей в целях улучшения жилищных условий.
6. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений с поселениями Богородского района в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 06.12.2011 № 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".
Вектор развития межбюджетных отношений будет направлен на решение следующих основных задач, определенных муниципальной программой "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Богородского муниципального района Нижегородской области", утвержденной постановлением администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 17.09.2014 № 2650:
- повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности поселений Богородского района;
- полноценное вовлечение бюджетов поселений в систему межбюджетного регулирования в Богородском районе;
- повышение финансовой самостоятельности бюджетов поселений и повышение эффективности реализации приоритетов районной бюджетной политики на местном уровне;
- мотивация органов местного самоуправления поселений Богородского района к экономическому развитию и наращиванию налоговой базы.
Повышение финансовой дисциплины поселений Богородского района - получателей межбюджетных трансфертов из районного бюджета.
Реализация в очередном финансовом году и плановом периоде поставленных задач обеспечит достижение основной цели бюджетной политики в области межбюджетных отношений - обеспечение поселений Богородского района средствами, необходимыми для эффективного исполнения возложенных на них полномочий.
При формировании межбюджетных отношений в 2016 - 2018 годах будет учитываться изменение федерального законодательства, законодательства Нижегородской области и местных нормативных правовых актов, что может привести к необходимости изменения инструментов межбюджетного регулирования.
7. Политика в области управления
муниципальным долгом Богородского района
Долговая политика Богородского района в 2016 - 2018 годах будет строиться в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом Богородского района на период до 2020 года, утвержденной постановлением администрации Богородского муниципального района Нижегородской области от 29.12.2012 № 3620.
Реализация долговой политики направлена на обеспечение выполнения принятых долговых обязательств Богородского района в среднесрочной и долгосрочной перспективе при наименьших затратах и разумной степени риска, что будет способствовать повышению рейтинга Богородского района.
Основными задачами управления долгом при реализации долговой политики являются:
- поддержание объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных нормами бюджетного законодательства Российской Федерации и решением о районном бюджете, то есть на экономически безопасном уровне;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями районного бюджета в привлечении заемных средств;
- обеспечение раскрытия информации о долге;
- оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- повышение эффективности муниципальных заимствований.
8. Совершенствование управления исполнением бюджета
Управление исполнением бюджета Богородского района в первую очередь будет ориентировано на повышение эффективности и прозрачности использования денежных средств, повышение качества управления средствами районного бюджета и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
- исполнение районного бюджета на основе кассового плана;
- совершенствование управления ликвидностью районного бюджета в целях эффективного использования бюджетных средств;
- ежеквартальное доведение предельных объемов финансирования до получателей средств районного бюджета по отдельным направлениям расходов;
- совершенствование процедуры кассового исполнения районного бюджета, осуществляемого через лицевые счета, открытые в Финансовом управлении администрации района (далее - Финуправление);
- осуществление операций по лицевым счетам, открытым в Финуправлении, для учета субсидий иным юридическим лицам;
- развитие системы внутреннего финансового контроля и аудита;
- принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;
- обеспечение контроля за отсутствием кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
- осуществление контроля за соответствием планов закупок и планов-графиков закупок объемам финансового обеспечения, предусмотренным в расходах районного бюджета для их осуществления.
9. Политика в сфере финансового контроля
В условиях сложившейся системы муниципального финансового контроля, функционирования контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Богородского района актуальным остается повышение качества и результативности осуществляемых контрольных мероприятий как одного из важных направлений повышения эффективности бюджетных расходов.
Развитие системы муниципального финансового контроля должно быть направлено на контроль экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования финансовых ресурсов, анализ результативности их использования. Совершенствование системы внутреннего финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок должно обеспечить снижение потерь средств районного бюджета, эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов, а также предотвращение нарушений законодательства.
Деятельность администрации района в сфере муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
- совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок путем актуализации нормативно-правовой базы Богородского района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- усиление муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе, расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Богородского района, в том числе за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и исполнением муниципальных контрактов;
- применение мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в структурных подразделениях администрации района, направленных на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными получателями бюджетных средств;
- внедрение системы мониторинга и анализа качества контрольной деятельности структурных подразделений администрации района по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок;
- проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- оказание методической помощи поселениям в целях совершенствования системы муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок, повышения его качества и переориентации на оценку достижения целей и эффективности расходования бюджетных средств.
------------------------------------------------------------------