По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Нижегородского областного суда от 12.01.2015 по делу N 3-24/2015 <О прекращении производства по делу о признании частично недействующими приложений N 1 - 4 к постановлению Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 января 2015 г. по делу № 3-24/2015

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:
судьи - Г.И. Дороднова,
с участием прокурора - Четайкина А.В.
при секретаре судебного заседания - Т.М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "ЗК" о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Нижегородской области № 358 от 15 июня 2010 года в части,

УСТАНОВИЛА:

ОАО "ЗК" обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Нижегородской области № 358 от 15 июня 2010 года в части.
В обоснование заявленных требований указало, что 15 июня 2010 года Постановлением Правительства Нижегородской области № 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Нижегородской области по состоянию на 01 января 2007 года. Постановление № 358 от 15 июня 2010 года имеет приложения в виде таблиц: Приложение № 1 - Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 января 2007 года;
Приложение № 2 - Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, определенные по состоянию на 1 января 2007 года;
Приложение № 3 - Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 1 января 2007 года;
Приложение № 4 - Обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земель в населенных пунктах, муниципальных районах (городских округах) Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 января 2007 года;
Приложение № 5 - Виды разрешенного использования земель населенных пунктов. Постановление Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года № 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" опубликовано 08 июля 2010 года в газете "Нижегородские новости".
Земельные участки с кадастровыми номерами X, Y, B, Z, расположенные по адресу: город Нижний Новгород, ул. X, д. X, кадастровый квартал B, Постановлением Правительства № 358 отнесен к 9 группе видов разрешенного использования, а среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков данной группы установлено в размере 1 436,00 и 1 979,29 рублей за один квадратный метр.
Считают, что окончательная кадастровая оценка земель проведена без учета уровня рыночных цен на земельные участки и с нарушением процедуры определения и утверждения кадастровой стоимости земельного участка, что нарушает права ОАО "ЗК" в сфере предпринимательской и экономической деятельности и способствует необоснованному завышению размера земельного налога, определяемого из кадастровой стоимости земельного участка (ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ).
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Согласно пункту 5 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Что отсутствует в данной процедуре.
Из этой нормы следует, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к рыночной стоимости земельного участка.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июня 2007 года № 215.
В силу положений указанного Регламента (пункты 9.6 - 9.12) проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит контроль за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- о соответствии отчета методическим указаниям;
- о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. Акты проверки и положительное заключение Роснедвижимости отсутствуют.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение. Считают, что Правительство Нижегородской области без какого-либо экономического и правового обоснования утвердил результаты кадастровой оценки.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что участие органов исполнительной власти в исполнении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" не является произвольным: органы исполнительной власти утверждают согласованные с Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки спорных земельных участков. Поэтому данный акт является нормативно-правовым.
Считают, что при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области были допущены следующие нарушения:
- нарушена процедура определения и утверждения кадастровой стоимости (не учтена рыночная стоимость недвижимости, отсутствуют акты, отчеты положительное заключение Роснедвижимости);
- нарушены обстоятельства, связанные с утверждением результатов кадастровой оценки (отсутствует экономическое и правовое обоснование утверждения результатов кадастровой оценки отличные от результатов Роснедвижимости), что является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.

Также считают, что данный нормативно-правовой акт является недействующим в части со дня его принятия. Если применять нормативно-правовой акт по аналогии с ничтожностью сделок, то он является ничтожным, и не влечет никаких правовых последствий. Указанный акт является основанием для начисления земельного налога. В соответствии со ст. 57 Конституцией РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п. 3 ст. 3. налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
На основании вышеизложенного просят признать недействующим и не подлежащим применению Постановление Правительства Нижегородской области № 358 от 15 июня 2010 года с 01 января 2011 года приложения № 1, приложения № 2, приложения № 3, приложения № 4 в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка кадастровых кварталов x и y в разрезе 9 вида разрешенного использования, в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами X, Y, B, Z.
Представитель ОАО "ЗК" - по доверенности М.О.В. в судебном заседании заявление поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании его представитель по доверенности - Б.П.С. заявление заявителя не признала и пояснила, что постановление Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года № 358 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" не может быть предметом рассмотрения в суде, поскольку постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" признано утратившим силу с 01.01.2015 года. Данное постановление Правительства Нижегородской области опубликовано в приложении к газете "Нижегородские новости" № 229 (5562), 25.12.2014 "Правовая среда", № 130 (1840).
Прокурор Четайкин А.В. в судебном заседании заявил, что в настоящее время оспариваемое заводом ОАО "ЗК" постановление правительства № 358 отменено.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО "ЗК" - по доверенности М.О.В., прокурора прокуратуры Нижегородской области - Четайкина А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с абзацем 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
В силу абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт, в том числе акт, не вступивший в силу, поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.
При этом заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

Абзацем шестым пункта 17 данного Постановления Пленума предусмотрено, что, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца второго статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу.
Материалами дела установлено, что ОАО "ЗК" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Постановление Правительства Нижегородской области № 358 от 15 июня 2010 года с 01 января 2011 года приложения № 1, приложения № 2, приложения № 3, приложения № 4 в части утверждения среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка кадастровых кварталов x и y в разрезе 9 вида разрешенного использования, в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами X, Y, B, Z.
Однако производство по делу должно быть прекращено по следующим основаниям.
Постановление Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года № 358 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" признано утратившим силу с 01.01.2015 года.
Постановление Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года № 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" опубликовано в приложении к газете "Нижегородские новости", № 229(5562), 25.12.2014 "Правовая среда", № 130(1840).
Правовые акты, действия которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, каких-либо нарушений прав, либо создавать угрозу нарушений охраняемым законом прав, повлечь не могут, такие акты не могут выступать предметом непосредственного судебного обжалования.
Таким образом, поскольку ОАО "ЗК" оспаривается недействующее постановление Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 года № 358 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" не порождающий правовых последствий, не влекущий каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц, производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь абзацем 2 ст. 220 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по заявлению ОАО "ЗК" о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Правительства Нижегородской области № 358 от 15 июня 2010 года в части - прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.

Председательствующий:


------------------------------------------------------------------