Постановление Правительства Нижегородской области от 23.10.2015 N 687 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период "
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2015 г. № 687
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
(ДО 2027 ГОДА)
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и статьей 9 Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 года № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2027 года) (далее - долгосрочный прогноз).
2. Министерству экономики Нижегородской области ежегодно осуществлять корректировку долгосрочного прогноза с учетом прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А. Иванова.
И.о. Губернатора
В.А.ИВАНОВ
Утвержден
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 23 октября 2015 года № 687
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (ДО 2027 ГОДА)
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2027 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 года № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области".
Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.
Расчеты произведены по состоянию на 1 августа 2015 года.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
развития Нижегородской области по итогам 2014 года
и первой половины 2015 года
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 2014 году, по большинству показателей Нижегородская область продемонстрировала положительные итоги социально-экономического развития в сравнении с результатами 2013 года.
Так, основной показатель развития экономики - валовой региональный продукт (ВРП) (по оценке) вырос в 2014 году на 1% в сопоставимых ценах, что несколько выше, чем по России (100,6%).
В промышленности рост физических объемов производства составил 100,6% к уровню 2013 года (по России - 101,7%), в том числе в обрабатывающих производствах - 101,5% (по России - 102,1%).
Объемы строительных работ в сопоставимых ценах выросли на 1,2% по сравнению с 2013 годом (в Российской Федерации наблюдалось снижение объемов строительства на 4,5%).
По основным показателям, характеризующим уровень жизни населения, сложилась следующая ситуация: темп роста реальных денежных доходов населения области составил в 2014 году 104,9%, что выше среднероссийского значения (99,2%), темп роста реальной заработной платы - 99,8% (в Российской Федерации - 101,2%). Положительная динамика наблюдалась и на потребительском рынке: оборот розничной торговли сложился на 5,9% больше, чем в 2013 году (в сопоставимых ценах), объем платных услуг населению - на 0,2% (по Российской Федерации - 102,5% и 101,3% соответственно).
График 1
Основные социально-экономические показатели
Нижегородской области в 2014 году, в % к предыдущему году
Ситуация на рынке труда в 2014 году характеризовалась как стабильная. В 2014 году уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,49%, что в 2,4 раза ниже среднероссийского показателя (1,2%).
С учетом сложившихся результатов социально-экономического развития Нижегородской области в 2014 году был достигнут рост соотношения ключевых социально-экономических показателей Нижегородской области (далее также - область, регион) со среднероссийским уровнем. Среднедушевые доходы населения Нижегородской области впервые превысили среднероссийский уровень.
График 2
Соотношение основных социально-экономических показателей
со среднероссийским уровнем, %
Социально-экономическое развитие области в 2015 году происходит в условиях сохраняющейся нестабильности геополитической ситуации. В целях минимизации ее негативного влияния на развитие региона Правительством Нижегородской области разработаны, приняты и реализуются:
- план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Нижегородской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 13 февраля 2015 года № 194-р;
- план содействия импортозамещению по Нижегородской области на 2015 - 2020 годы.
Консолидация усилий органов исполнительной власти Нижегородской области позволила в текущем году сохранить стабильную ситуацию в экономике области - в ряде ключевых отраслей реального сектора не было допущено снижения объемов производства.
По данным за январь - июль 2015 года индекс промышленного производства составил 100,4% к уровню соответствующего периода прошлого года, в том числе по обрабатывающим производствам - 100,7%. Прирост был обеспечен за счет основных отраслей обработки: в химическом производстве (138,7%), производстве электрооборудования (123,9%), металлургическом производстве (123,4%) и др.
По итогам января - июля 2015 года объем сельскохозяйственного производства в хозяйствах всех категорий составил 25,9 млрд руб., или 100% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2014 года.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по данным за январь - июль 2015 года, составил 77,5 млрд руб., что на 0,5% выше соответствующего периода предыдущего года в сопоставимых ценах.
Однако на потребительском рынке области избежать негативных процессов не удалось.
По итогам января - июля 2015 года оборот розничной торговли снизился на 14% в сопоставимых ценах, объем платных услуг населению - на 1,3% (в действующих ценах рост - 102,1 и 105,4% соответственно). Основная причина - инфляция, сложившаяся значительно выше уровня прошлого года.
Среднедушевые денежные доходы в январе - июле 2015 года составили 28656,7 руб., что выше аналогичного периода 2014 года на 10,5% в действующих ценах. В реальном выражении денежные доходы населения за данный период сократились на 5,1%.
Среднемесячная заработная плата работников организаций в январе - июне текущего года сложилась в размере 26033 руб., что в действующих ценах на 3,4% выше, чем в январе - июне 2014 года. В реальном выражении (то есть за вычетом инфляции) заработная плата составила 89,1%.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 августа 2015 года составила 10,1 тыс. чел. и увеличилась к соответствующему периоду 2014 года на 27%. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,57% (1 августа 2014 года - 0,45%).
График 3
Темпы роста основных показателей социально-экономического
развития Нижегородской области в январе - июле 2015 года,
в % к предыдущему году
--------------------------------
<*> По данным за январь - июнь.
2. Варианты внутренних условий и характеристик
социально-экономического развития Нижегородской области
на долгосрочный период
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2027 года разработан в двух вариантах: базовом и целевом.
При формировании основных параметров долгосрочного прогноза по области (приведены в приложении) в основу были положены следующие документы:
- сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 - 2018 годы от 25 мая 2015 года (базовый и оптимистичный варианты сценарных условий положены в основу прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2016 год и на период до 2018 года) по базовому и целевому вариантам соответственно);
- проект прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2016 год и на период до 2018 года);
- начиная с 2019 года использовался имеющийся на сегодняшний момент долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 8 ноября 2013 года (консервативный и форсированный (целевой) варианты), размещенный на сайте Минэкономразвития Российской Федерации.
При разработке долгосрочного прогноза также были учтены Стратегия развития области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 15 октября 2013 года № 731.
Базовый вариант прогноза характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики. Среднегодовые темпы роста ВРП оцениваются на уровне 100,7 - 102,7% в 2016 - 2027 годах.
Целевой вариант предполагает более высокие темпы роста ВРП, инвестиций в основной капитал, потребительского спроса. Среднегодовые темпы роста ВРП повышаются до 102,7 - 106,4%.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста
Нижегородской области на период до 2027 года
Оценка социально-экономического развития на долгосрочную перспективу связана с высокими рисками неопределенности, обусловленными тем, что за длительный период могут произойти события, кардинально меняющие ситуацию на мировом рынке, в том числе вследствие циклической динамики мировой экономики.
Развитие региональной экономики в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях продолжающейся геополитической нестабильности, сохранения международных санкций и будет базироваться на реализации и расширении накопленного в предшествующие годы потенциала. На данном этапе особое значение приобретают меры по минимизации влияния негативных факторов, предусмотренные в плане обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Нижегородской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы, утвержденном распоряжением Правительства Нижегородской области от 13 февраля 2015 года № 194-р. Будут реализованы программы импортозамещения, проекты, направленные на преодоление "узких мест" в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.
С улучшением внешнеэкономической конъюнктуры произойдет переход от временного ограничения конкуренции в рамках импортозамещения к устойчивому развитию и производству конкурентной продукции в условиях открытого рынка. При этом возрастает роль кластеров, ускоренной модернизации экономики и развития инноваций как ведущего фактора роста. Результатом должно стать ускорение роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, создание новых экспортно ориентированных производств.
Необходимо выделить основные конкурентные преимущества и ограничения, которые окажут влияние на долгосрочное развитие Нижегородской области.
3.1. Факторы экономического роста
Благоприятное географическое положение
Нижегородская область выгодно расположена на пересечении крупных торговых и транспортных магистралей, являясь лидером среди городов России по размеру доступного потребительского рынка.
Реализация проектов по развитию транспортной системы позволит в полной мере использовать преимущество географического положения и позиционировать регион как один из крупных центров логистики.
Самым масштабным инфраструктурным проектом, реализуемым на территории Нижегородской области, станет строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань. Прогнозный годовой пассажиропоток по направлению "Москва - Нижний Новгород" составит 3,8 млн чел. При этом строительство ВСМ поможет создать дополнительно порядка 80 тыс. рабочих мест в Нижегородской области. Важно, что потребуется создание рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики.
Проект включает в себя, в частности, создание на территории региона мультимодального транспортного пересадочного узла. Он объединит несколько видов транспорта, в первую очередь высокоскоростную железнодорожную магистраль и аэропорт. В результате аэропорт "Стригино" может увеличить грузопоток и пассажиропоток в 3 раза, став конкурентоспособным участником перевозочного процесса наравне с аэропортами Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, строительство ВСМ послужит мощным импульсом для развития всей региональной экономики: по оценкам экспертов, валовой региональный продукт российских регионов, по которым пройдет ВСМ, может вырасти более чем на треть.
Развитию Нижегородской области как комплексного транспортного узла будет способствовать завершение проектов, направленных на устранение проблемы недостаточного уровня развития транспортно-логистической системы.
Диверсифицированная экономика
Политика Правительства Нижегородской области, направленная на диверсификацию производства, позволила повысить устойчивость региональной экономики к кризисам. Как показывает практика, "проседание" одних отраслей компенсируется приростом производства в других.
За последние 10 лет в структуре производства валового регионального продукта произошли изменения, связанные с увеличением вклада видов деятельности, направленных на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, соц. услуги) и наращивание научного ресурса области на фоне сохранения устойчивой тенденции сокращения доли торговли.
Вклад промышленности изменился незначительно (на 1,3 п.п.). Она традиционно формирует треть ВРП. Основу промышленности составляют высокотехнологичные обрабатывающие отрасли. Это, в первую очередь, производство транспортных средств, машиностроение и металлообработка, металлургия, химия и нефтехимия, а также оборонная промышленность.
В перспективе динамичное развитие ожидается:
- в металлургии в связи с поставками продукции АО "ВМЗ" для нефтяной, газовой и транспортной отраслей (в т.ч. в рамках проекта "Сила Сибири");
- в химическом производстве, главным образом в связи с наращиванием объемов производства ООО "Русвинил";
- в оборонно-промышленном комплексе в связи с возможным расширением гособоронзаказа и проводимой модернизацией производства на предприятиях ОПК по государственной программе вооружения.
В рамках проводимой политики импортозамещения значительным потенциалом для развития обладают также предприятия машиностроения, легкой промышленности, электронной, фармацевтической и медицинской промышленности.
Долгосрочный период можно охарактеризовать как время ускоренного развития инновационных процессов.
Нижегородская область занимает 3 место в России по развитию науки и новых технологий, что может стать ключевым фактором повышения конкурентоспособности региональной экономики. Технологическую основу фундамента, сформированного в научно-образовательном комплексе области, составляют развитый оборонный комплекс, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика, медицина, материаловедение и др.
Инструментом инновационного территориального развития, позволяющим предприятиям совершенствовать производственно-технологические цепочки и обеспечить производство знаний и технологий, станут кластеры. В Нижегородской области значительный синергетический эффект ожидается в результате объединения предприятий в рамках Саровского инновационного кластера, Индустриального кластера в области автомобилестроения и нефтехимии, биомедицинского кластера.
Высокий уровень предпринимательской активности
По оценке, более 30% от экономически активного населения региона занято в малом бизнесе, в котором формируется почти четверть ВРП. В связи с этим меры, направленные на развитие предпринимательства, станут одним из существенных факторов развития экономики в целом. Кроме этого, учитывая, что в развитых странах вклад малого предпринимательства оценивается в 40 - 70%, данный сектор обладает значительным потенциалом роста в долгосрочной перспективе.
Правительством Нижегородской области принимаются меры, направленные на снижение налоговой и административной нагрузки на предпринимательство.
Так, принят Закон Нижегородской области от 5 августа 2015 года № 106-З "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения". Его действие продлится до 2021 года.
Для предотвращения негативных последствий управленческих решений, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, Правительством области внедряется оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.
Сохранится поддержка предпринимателей через предоставление грантов, выдачу микрозаймов и поручительств.
Особое внимание оказывается поддержке и развитию инновационного предпринимательства: для "выращивания" новых компаний в научно-технической сфере в регионе созданы: 2 технопарка в сфере высоких технологий ("ИТ-парк Анкудиновка" и технико-внедренческий Открытый парк в поселке Сатис Дивеевского района), Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, Региональный венчурный фонд.
Инвестиционная привлекательность Нижегородской области
Привлечению инвестиций на территории региона будет способствовать эффективное инвестиционное законодательство и созданная система работы с инвесторами.
Рост инвестиций в основной капитал будет поддержан крупномасштабными инвестиционными проектами в различных секторах экономики: на текущий момент в План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 15 октября 2013 года № 731, включены 185 реализующихся и планируемых к реализации объектов.
Стимулирующее влияние на экономику Нижегородской области окажет проведение в 2018 году Чемпионата мира по футболу.
Помимо крупных инвестиций в развитие инфраструктуры и строительства новых объектов, возрастет потенциал Нижнего Новгорода как места для туризма и размещения бизнеса, повысится узнаваемость Нижнего Новгорода в мировом сообществе.
3.2. Ограничения экономического роста
Неопределенность макроэкономической ситуации
На социально-экономическое развитие Нижегородской области распространится влияние макроэкономических факторов, связанных с текущей геополитической обстановкой. В их числе ограничение доступа к внешнему финансированию и к новым зарубежным технологическим решениям, инфляционные процессы.
Негативное влияние внешних факторов проявляется в том числе в сокращении доступа населения и организаций к кредитным ресурсам: в июне 2015 года объем выданных кредитов снизился на 26,1% по сравнению с соответствующей датой 2014 года. Один из результатов - сокращение потребительского спроса. Оборот розничной торговли по итогам 1 полугодия 2015 года снизился на 14% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года.
Сокращение объемов кредитования организаций и ограниченность доступа к новым зарубежным технологиям может стать сдерживающим фактором модернизации производства, повышения производительности труда и, как следствие, конкурентоспособности региональных производителей. При этом влияние данного фактора распространится на долгосрочную перспективу.
Наряду с внешними факторами существуют внутренние ограничения экономического роста.
Недостаточный уровень развития
транспортно-логистической системы
В среднесрочной перспективе сохранятся проблемы недостаточного уровня развития транспортной системы, обусловленные отсутствием объездной дороги и ограниченного доступа в северные и восточные регионы Российской Федерации из центра.
В настоящее время Нижний Новгород является крупным транспортным узлом и при этом единственным в России городом-миллионником, который не имеет объездной дороги. Транзитный транспорт, следующий по трассе М-7 "Волга" (около 45 тыс. автомобилей в сутки), проходит через областной центр, осложняя движение транспорта в городе и значительно ухудшая экологическую обстановку.
Кроме того, вследствие "разорванности" территории области реками, существенной проблемой является дефицит мостов через Волгу, что ограничивает доступ в северные и восточные регионы Российской Федерации из центра.
Необходимым условием для развития транспортной системы является реализация крупномасштабных проектов, в том числе:
- строительство нового двухполосного моста через р. Волга протяженностью 1,5 км - дублера действующего Волжского моста;
- строительство автомобильной дороги М-7 "Волга" на участке обхода города Нижнего Новгорода - 1 пускового комплекса 3 очереди (Южный обход);
- строительство Северной объездной дороги г. Нижнего Новгорода с мостовым переходом через р. Волга (Северный обход);
- проектирование и строительство Нижегородского низконапорного гидроузла.
Дефицит собственных генерирующих мощностей
По итогам 2014 года доля покрытия потребления электроэнергии в регионе собственными генерирующими мощностями составила около 37%.
С целью снижения данного дефицита в период до 2019 года предполагается реализация ряда инвестиционных проектов, в том числе:
- строительство новой Нижегородской ТЭЦ с установленной электрической мощностью 900 МВт в с. Федяково Кстовского района с поэтапным вводом новых генерирующих мощностей в период до 2018 года (450 МВт);
- реализация проекта строительства ПГУ блока 440 МВт на Автозаводской ТЭЦ в период до 2019 года с выводом из эксплуатации 2 очереди электростанции.
Текущая ситуация в электросетевом комплексе Нижегородской области требует выполнения мероприятий, направленных на повышение надежности электроснабжения и создание условий для подключения новых потребителей к электрическим сетям.
Данные мероприятия планируется выполнить в рамках долгосрочных инвестиционных программ ПАО "ФСК ЕЭС" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья", направленных на капитальное строительство и реконструкцию электросетевых объектов с увеличением пропускной способности сетей и установленных трансформаторных мощностей подстанций.
4. Основные направления и показатели
социально-экономического развития Нижегородской области
на долгосрочный период
Информация об основных направлениях социально-экономического развития Нижегородской области и динамика макроэкономических показателей по каждому из вариантов приведена в приложении "Основные параметры прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2027 года)" к настоящему долгосрочному прогнозу.
5. Основные параметры государственных программ
Нижегородской области (по состоянию на 31 июля 2015 года)
Таблица 1
млн руб.
Наименование
Период действия
Объемы финансирования, предусмотренные на 2016 - до конца реализации государственной программы Нижегородской области
Всего
в том числе за счет средств:
Федерального бюджета
Областного бюджета
Местных бюджетов
Прочих источников
Развитие эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики
1. "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 297)
2015 - 2020
939,3
120
660,9
-
158,4
2. "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280)
2015 - 2020
161 769,7
9 506,9
18 509,9
127,8
133 625,1
3. "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 287)
2015 - 2020
42 327,4
1 043,7
29,0
1 390,5
39 864,3
4. "Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 года № 290)
2015 - 2020
1895,8
-
840,9
67,1
987,9
5. "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 286)
2015 - 2020
1 118,7
-
1 118,7
-
-
6. "Развитие транспортной системы Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 303)
2015 - 2020
87 046,1
14 579,0
66 904,0
5 549,2
13,9
Создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области
7. "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013 - 2020 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274)
2013 - 2020
245 340,6
2 689,5
75 613,3
-
167 037,9
8. "Развитие образования Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 301)
2015 - 2025
202 951,2
19 214,7
182 315,1
1 421,3
-
9. "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 298)
2015 - 2020
155 859,7
27 789,6
125 004,0
387,7
2 678,4
10. "Содействие занятости населения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 273)
2015 - 2020
4 588,1
2 145,6
2 442,5
-
-
11. "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 285)
2015 - 2021
2 142
-
2 142
-
-
12. "Развитие культуры Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 299)
2015 - 2020
7 477,4
2,25
7 454,5
20,7
-
13. "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 года № 289)
2015 - 2020
207,7
8,1
199,66
-
-
14. "Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 302)
2015 - 2024
8 136,9
338,6
6 369,5
744,2
684,7
15. Государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области (постановление Правительства Нижегородской области от 1 апреля 2014 года № 208)
2014 - 2043
0,24 <1>
-
-
0,24
-
16. Государственная региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 19 июня 2013 года № 383)
2013 - 2017
2 964,7
1 427,3
552,5
984,9
-
17. "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 305)
2015 - 2020
12 805,8
-
814,6
-
11 991,2
18. "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2016 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 14 октября 2013 года № 724)
2014 - 2016
2,5
-
2,5
-
-
19. "Охрана окружающей среды Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 306)
2015 - 2020
3 619,9
1 355,7
2 171,6
92,5
-
20. "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 288)
2015 - 2020
6 899,8
3 718,3
785,4
-
2 396,1
21. "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 года № 981)
2015 - 2020
0,62
-
-
0,62
-
22. "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 304)
2015 - 2020
6 118,2
-
5 918,9
-
199,3
23. "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 22 октября 2014 года № 717)
2015 - 2020
64,5
-
64,5
-
-
24. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 года № 320)
2015 - 2020
25,9 <*>
-
25,9 <*>
-
-
<*> Мероприятия Программы финансируются в рамках других государственных программ Нижегородской области за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий Программы
Эффективная исполнительная власть в области.
25. "Управление государственными финансами Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 296)
2015 - 2020
93 557,6
1 758,2
91 799,4
-
-
26. "Управление государственным имуществом Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 № 284)
2015 - 2020
936,2
-
936,2
-
-
27. "Информационное общество Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 300)
2015 - 2020
2 258
308,7
1 360,3
564,1
24,9
--------------------------------
<1> Финансирование приведено в соответствии с краткосрочным планом реализации государственной региональной адресной программы на 2014 - 2016 годы (утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 28 августа 2014 года № 582).
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Нижегородской области на
долгосрочный период (до 2027 года)
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (ДО 2027 ГОДА)
Социально-экономические показатели
Варианты
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
факт
оценка
среднесрочный прогноз
прогноз
Направление 1: развитие эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики
1.1. Производство товаров и услуг
Валовой региональный продукт
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет), млрд руб.
Базовый
992,6
1 068,7
1 153,7
1 250,7
1 356,2
1 466,6
1 575,5
1 687,5
1 809,3
1 934,3
2 060
2 190
2 316,5
2 443
Целевой
1 181,2
1 294,3
1 417,3
1 587,9
1 767,3
1 959,5
2 162,3
2 377,1
2 598,2
2 823,7
3 048,3
3 281,2
ИФО валового регионального продукта, % к предыдущему году
Базовый
101
97
100,7
101,6
102,3
102,7
102,5
102,5
102,6
102,5
102,4
102,4
102
101,9
Целевой
103,1
102,7
103,3
106,4
106,2
106,1
105,6
105,4
105,1
104,7
104,1
104
Промышленное производство и научно-техническое развитие
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленного производства, млрд руб.
Базовый
1 055,9
1 133,4
1 232,5
1 330,8
1 434,9
1 519,3
1 597,8
1 670,5
1 763,6
1 861,8
1 963,7
2 075,1
2 184,3
2 299,3
Целевой
1 239,4
1 347,7
1 461,6
1 571,7
1 678,7
1 780,9
1 905,9
2 035,7
2 172,3
2 320,3
2 471,1
2 631,8
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году
Базовый
100,6
99 - 100
101,5
101,6
102
102,5
102,5
102,2
102,1
102,2
102,1
102,1
102
101,9
Целевой
100,6
99 - 100
102,1
102,3
102,6
104,1
104,1
103,7
103,5
103,4
103,3
103,2
103,2
103,1
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обрабатывающим производствам, млрд руб.
Базовый
967,4
1 042
1 131,5
1 220,9
1 315
1 399,1
1 478,6
1 553,4
1 648
1 748,4
1 853
1 967,7
2 081,5
2 201,8
Целевой
1 138,1
1 236,5
1 339,6
1 447,4
1 553,4
1 655,8
1 780,6
1 911,1
2 049,2
2 199,4
2 353,8
2 519
Индекс производства по обрабатывающим производствам, % к предыдущему году
Базовый
101,5
100 - 101
102,1
102,3
102,6
103
103
102,7
102,6
102,7
102,6
102,6
102,5
102,4
Целевой
102,7
103
103,2
104,6
104,6
104,2
104
103,9
103,8
103,7
103,7
103,6
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, %
Базовый
32,3
33,4
33,6
34
34,5
35
35,3
35,7
36
36,5
37
37,5
37,8
38
Целевой
34,1
35
35,9
37
38
38,5
39
39,5
40
40,5
40,8
41
Сельское хозяйство
Продукция сельского хозяйства, млрд руб.
Базовый
64,7
72
76
80,7
86
90,8
96
101,3
106,8
112,8
118,7
124,8
131,2
138
Целевой
77,3
82,7
88,2
93,7
100,1
106,4
113
120
127,3
134,8
142,8
150,9
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году
Базовый
104,2
103,2
101
101,5
102
101,3
101,4
101,4
101,4
101,5
101,3
101,3
101,3
101,4
Целевой
104,2
103,2
102,7
102,2
102,2
101,9
102,5
102,1
102,1
102,1
102,1
102
102,1
101,9
Строительство
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млрд руб.
Базовый
153,8
157,5
167,9
181,3
196,6
217,8
239
261,4
285,5
308,8
333
360,2
384,7
407
Целевой
175,6
193,6
215,7
241,4
269,7
301,5
339,9
377,9
414,6
446,7
476,7
506,7
ИФО по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году
Базовый
101,2
100
100
101,5
102
105,4
105,1
105,2
104,8
103,8
103,8
104,4
103,5
102,7
Целевой
104,6
103,6
104,8
106,5
107
107,5
108,2
106,7
105,6
104
103,4
103,2
Торговля и услуги населению
Индекс потребительских цен за период с начала года, в % к предыдущему году
Базовый
108,5
115,5
107
106,6
105,6
103,6
103,2
102,8
102,7
102,7
102,5
102,3
102,2
102
Целевой
106,4
106,1
105,2
104,5
104,2
103,9
103,8
103,6
103,5
103,4
103,3
103,1
Оборот розничной торговли, млрд руб.
Базовый
623,1
650
698,3
756,4
816,4
880,5
942,3
1 002,6
1 063,6
1 126,2
1 191,3
1 255,3
1 317,5
1 378,8
Целевой
712,2
791,2
876,4
972,6
1 071,1
1 176,1
1 284,1
1 396,6
1 514,6
1 636,4
1 757,8
1 880,9
ИФО оборота розничной торговли, % к предыдущему году
Базовый
105,9
88,8
100,5
102
102,5
103,6
103,3
103
103
103
103
102,7
102,5
102,4
Целевой
102,5
104,6
105,2
106,6
106,3
106,3
106
105,8
105,6
105,3
104,9
104,7
Объем платных услуг населению, млрд руб.
Базовый
149,2
165,3
179
197,4
219,5
240,1
262
284,4
308,7
334,8
361,4
389,4
417,4
447,6
Целевой
179,5
199,2
222,7
250,9
281,1
315
352,9
393,9
438
485,2
533,9
585,3
ИФО объема платных услуг населению, % к предыдущему году
Базовый
100,2
101
101,2
102,6
103,7
103,6
103,3
103
102,9
103
102,7
102,6
102,4
102,6
Целевой
101,5
103,2
104,3
106,7
106,1
106,3
106,2
106
105,8
105,5
105,1
104,9
1.2. Прибыль прибыльных организаций
Прибыль прибыльных организаций (по крупным и средним организациям), млрд руб.
Базовый
118,7
114,3 - 118,7
117,9
120,7
123,6
126,8
130,4
134,3
138,4
143
148
153,5
159,3
165,7
Целевой
118,3
121,5
125,5
133,5
141,8
150,5
158,9
167,5
176
184,3
193,5
204,1
Темп роста прибыли прибыльных организаций в действующих ценах, % к предыдущему году
Базовый
113,9
96,3 - 100
103,2
102,4
102,4
102,6
102,8
103
103,1
103,3
103,5
103,7
103,8
104
Целевой
103,5
102,7
103,3
106,4
106,2
106,1
105,6
105,4
105,1
104,7
105
105,5
1.3. Инвестиции
Инвестиции в основной капитал, млрд руб.
Базовый
286,6
247,4
265
286,2
309,4
342,7
376,1
411,4
449,3
486
524,1
566,9
605,5
640,5
Целевой
277,2
305,5
339,4
379,9
424,4
474,4
534,9
594,7
652,5
703
750,2
797,4
ИФО объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году
Базовый
98,1
74
100
101,5
102
105,4
105,1
105,2
104,8
103,8
103,8
104,4
103,5
102,7
Целевой
98,1
74
104,6
103,6
104,8
106,5
107
107,5
108,2
106,7
105,6
104
103,4
103,2
1.4. Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км
Базовый
22 185,5
22 204,4
22 225,3
22 257,7
22 321
22 361,1
22 403,4
22 447,5
22 492,9
22 532,9
22 572,9
22 612,9
22 652,9
22 692,9
Целевой
22 204,4
22 225,3
22 257,7
22 321
22 361,1
22 403,4
22 447,5
22 492,9
22 532,9
22 572,9
22 653,9
22 693,9
22 769,9
Доля собственной генерации в балансе энергомощности области, %
Базовый
36,7
43,9
43,9
44,4
44,5
44,7
44,8
45
45,2
45,5
45,7
46
46,5
47
Целевой
43,9
61
61
68
68
69
69
70
71
73
74
75
1.5. Состояние окружающей среды
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тыс. тонн
Базовый
125,6
125,5
125,3
125,1
124,9
122,2
119,5
116,8
114,3
111,8
109,3
106,9
104,5
102,2
Целевой
121,7
118,1
114,5
111,1
108,1
105,2
102,3
99,6
96,9
94,3
91,7
89,3
Направление 2: создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области
2.1. Демография
Численность населения (среднегодовая), тыс. чел.
Базовый
3 275,8
3 263,7
3 251,6
3 241,2
3 232,4
3 225,2
3 219,7
3 215,5
3 212,8
3 211,5
3 211,7
3 213,3
3 216,2
3 220,3
Целевой
3 253,9
3 249,5
3 249,1
3 252,4
3 259,6
3 271,1
3 286,9
3 307,9
3 335,9
3 372,7
3 414,6
3 456,2
2.2. Денежные доходы населения
Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году
Базовый
104,9
95
100
100,5
102,3
103,7
103,3
103,2
103,2
103,1
103
103
102,3
102,3
Целевой
102,1
103,7
103,8
107,4
106,9
106,6
106,6
106,3
106
105,8
105,1
104,6
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.
Базовый
27 952,4
30 700
32 850
35 200
38 000
40 812
43 500
46 160
48 930
51 815
54 720
57 670
60 325
62 920
Целевой
33 340
36 674
40 050
44 936
50 060
55 466
61 400
67 600
74 157
81 130
88 100
94 970
Темп роста среднедушевых денежных доходов населения в действующих ценах, % к предыдущему году
Базовый
114,1
109,8
107
107,2
108
107,4
106,6
106,1
106
105,9
105,6
105,4
104,6
104,3
Целевой
108,6
110
109,2
112,2
111,4
110,8
110,7
110,1
109,7
109,4
108,6
107,8
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), рублей
Базовый
25 497,1
26 850
28 190 - 28 730
29 880 - 30 160
31 970 - 32 270
34 432
36 807
39 200
41 709
44 295
46 864
49 488
51 814
54 094
Целевой
29 400,8
32 782
36 257
40 680
45 358
50 348
55 533
60 976
66 707
72 711
78 673
84 730
Темп роста среднемесячной заработной платы в действующих ценах, % к предыдущему году
Базовый
108,2
103,5
105 - 107
106 - 107
107 - 108
107,7
106,9
106,5
106,4
106,2
105,8
105,6
104,7
104,4
Целевой
109,5
111,5
110,6
112,2
111,5
111
110,3
109,8
109,4
109
108,2
107,7
Темп роста реальной заработной платы, % к предыдущему году
Базовый
99,8
89,6
98 - 100
99,4 - 100,4
101,3 - 102,3
104
103,6
103,6
103,6
103,4
103,2
103,2
102,4
102,4
Целевой
102,9
105,1
105,2
107,4
107
106,8
106,3
106
105,7
105,4
104,7
104,5
Фонд начисленной заработной платы, млрд руб.
Базовый
379,8
393,4
417,8
448,2
483,8
520,1
554,9
588,8
624,1
660,9
697,9
735,6
770,9
805,6
Целевой
430,8
479,5
528,8
597,1
668,1
742,3
822,4
907,1
997,8
1 094,6
1 192,1
1 291
Темп роста фонда начисленной заработной платы в действующих ценах, % к предыдущему году
Базовый
108
103,6
106,2
107,3
108
107,5
106,7
106,1
106
105,9
105,6
105,4
104,8
104,5
Целевой
109,5
111,3
110,3
112,9
111,9
111,1
110,8
110,3
110
109,7
108,9
108,3
2.3. Занятость
Уровень зарегистрированной безработицы, %
Базовый
0,49
0,6
0,55
0,42
0,41
0,4
0,39
0,39
0,38
0,38
0,37
0,37
0,36
0,36
Целевой
0,53
0,4
0,39
0,38
0,37
0,37
0,36
0,36
0,36
0,36
0,36
0,36
------------------------------------------------------------------