Постановление администрации городского округа г. Выкса Нижегородской области от 27.10.2015 N 3805 "Об утверждении муниципальной Программы "Имущественно-земельная политика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на 2016 - 2018 гг."
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2015 г. № 3805
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2018 ГГ."
В целях обеспечения условий для развития имущественно-земельного комплекса городского округа город Выкса и в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Порядком № 3555 от 12 октября 2015 г.:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Имущественно-земельная политика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на 2016 - 2018 гг." (далее - Программа).
2. Директору департамента финансов администрации городского округа город Выкса (Е.Е. Королева) при формировании бюджета предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
3. Начальнику отдела по связям с общественностью и СМИ администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (А.А. Захарова) разместить настоящее постановление на официальном сайте городского округа город Выкса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по строительству, имущественным и земельным отношениям Д.В. Растунина.
Глава администрации
В.В.КОЧЕТКОВ
Утверждена
постановлением администрации
городского округа город Выкса
Нижегородской области
от 27.10.2015 № 3805
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2018 ГГ."
(далее - Программа)
1. Паспорт программы
1. Муниципальный заказчик - координатор Программы
- Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области.
2. Соисполнители Программы
- Отсутствуют
3. Цели Программы
Формирование эффективной структуры муниципальной собственности и системы управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, позволяющих полностью обеспечить исполнение муниципальных функций, максимизировать пополнение доходной части и предотвратить убытки расходной части бюджета городского округа город Выкса Нижегородской области, а также снизить расходы бюджета на содержание муниципального имущества
4. Задачи Программы
1. Повышение эффективности использования земельных ресурсов.
2. Повышение эффективности использования муниципального имущества
5. Этапы и сроки реализации Программы
Программа реализуется в 1 этап.
Срок реализации Программы 2016 - 2018 гг.
6. Объемы и источники финансирования Программы
Источник финансирования
Годы реализации программы
2016
2017
2018
Всего, тыс. руб.
В том числе:
4447
4360
3400
Бюджет городского округа город Выкса, тыс. руб.
4447
4360
3400
7. Индикаторы достижения цели Программы и показатели непосредственных результатов:
1. Обеспечение максимально возможного размера неналоговой доходной части бюджета от управления муниципальной собственностью в существующих социально-экономических условиях - 51210 тыс. руб.;
2. Обеспечение максимально возможного размера неналоговой доходной части бюджета от управления земельными ресурсами в существующих социально-экономических условиях - 169000 тыс. руб.
2. Текст программы
2.1. Характеристика текущего состояния
2.1.1. В сфере управления и распоряжения земельными ресурсами.
Деятельность администрации городского округа город Выкса в сфере имущественно-земельных отношений направлена на использование земли как базового актива, обеспечивающего поступление средств в казну городского округа город Выкса, а также удовлетворяющего потребности граждан, организаций и государства в целом в размещении объектов различного назначения - от жилых домов и административных зданий до улично-дорожной сети и природных комплексов.
Для наиболее эффективного использования имущества городского округа город Выкса как базового актива необходимо провести масштабную инвентаризацию на территории городского округа в целях вовлечения в оборот объектов имущества, неиспользуемых, неэффективно используемых, а также используемых без оформленных прав.
Проведение такой инвентаризации позволит выявить земельные участки, которые могут быть вовлечены в гражданский оборот (предоставлены в законодательно установленном порядке гражданам и юридическим лицам), использованы для реализации отраслевых схем и дальнейшего социально-экономического развития городского округа город Выкса.
Согласно балансу земель, по состоянию на 1 января 2014 года площадь городского округа город Выкса составляла 186566,94 га. По видам собственности земли распределены следующим образом:
- Собственность Российской Федерации - около 132282,5 га (в том числе земли лесного и водного фондов);
- Собственность Нижегородской области - 280 га;
- Собственность городского округа город Выкса - 2924 га;
- Частная собственность - 11820 га.
Площадь земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, но распоряжение которыми осуществляет город Выкса, составляет около 39250 га, из которых:
Используются по договорам аренды - 7943 га.
Земельные участки, используемые на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, - более 1600 га.
За 2014 год неналоговые доходы местного бюджета от использования земель составили 106391,2 тыс. рублей, в том числе от аренды - 75893,6 тыс. рублей и 30497,6 рублей от продажи земельных участков.
Плановые поступления за 2015 год ожидаются от аренды земельных участков в размере 46434,40 тыс. руб.
Основной проблемой остается то, что оформление договоров аренды носит заявительный характер. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается.
Насущной остается проблема формирования земельных участков под жилыми домами, которые должны находиться в общей долевой собственности собственников жилых помещений этих домов.
Актуальна проблема стимулирования собственников объектов недвижимости к своевременному оформлению земельно-правовых отношений и дальнейшему использованию в соответствии с установленным разрешенным использованием земельных участков.
Кроме того, существуют территории, которые не сформированы в земельные участки, по которым не предоставлялась информация в исполнительные органы власти городского округа город Выкса, но которые потенциально могут быть отнесены к муниципальной собственности. Количество и площадь таких участков могут быть выявлены только по результатам полевой инвентаризации земель, что позволит делать более точные и обоснованные прогнозы доходной части бюджета.
Существующий земельный баланс не позволяет оценить, сколько земельных участков из поставленных на кадастровый учет можно вовлечь в оборот, т.к. в эту часть попали земельные участки, образованные для решения каких-либо временных задач (обеспечение строительства, размещение бытовых городков, разрытие на период ремонта подземных коммуникаций и т.п.), так и земельные участки, пересекающие или наложенные друг на друга.
Нельзя также в настоящее время ответить на вопрос о том, сколько и каких земельных участков (незастроенные земельные участки, земельные участки для эксплуатации объектов недвижимости и т.п.) можно сформировать на землях, не охваченных кадастровым учетом, т.к. не на всю территорию городского округа город разработаны проекты межевания.
В настоящее время отсутствует актуальный реестр территории городского округа город Выкса, зданий и сооружений. Адресный реестр зданий и сооружений г. Выкса (далее - Адресный реестр) является единственным официальным источником данных об адресах зданий и сооружений администрации городского округа город Выкса. Адресный реестр создавался на основе архивных данных об ОКС Бюро технической инвентаризации, которые в период сплошной адресной инвентаризации, выполненной в 90-х - начале 2000 годов, который не соответствует современным требованиям ведения реестра территорий городского округа.
Эти и другие проблемы, которые необходимо решить для повышения качества управления земельными ресурсами городского округа город Выкса, проявляются при анализе ранее разрабатываемых отчетных балансов земель городского округа город Выкса и должны быть урегулированы при создании информационного ресурса - Поземельного реестра территории городского округа город Выкса.
2.1.2. В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Муниципальное имущество является одной из составляющих экономической основы деятельности органов местного самоуправления. Объектами муниципальной собственности являются не только объекты движимого и недвижимого имущества, но и организации муниципальной формы собственности - муниципальные учреждения (в том числе бюджетные, казенные, автономные) и муниципальные унитарные предприятия.
Муниципальное имущество, находящееся в пользовании муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, закреплено за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно. Иное муниципальное имущество составляет муниципальную имущественную казну городского округа город Выкса Нижегородской области.
Основными источниками доходов местного бюджета, в рамках использования муниципального имущества, являются муниципальные предприятия (деятельность муниципальных предприятий), аренда, приватизация и продажа муниципального имущества.
По состоянию на 09.09.2014 на учете в Реестре муниципального имущества числится: недвижимых объектов 11789 ед., 580672 движимых объекта, муниципальных предприятий 11 ед.; муниципальных учреждений 84 ед.; объектов инженерной инфраструктуры 2539 ед. (электро- 493 ед., газо- 470 ед., тепло- 621 ед., водоснабжения - 559 ед. и водоотведения - 396 ед.).
Объекты электроснабжения переданы МУП "Выксаэнерго" на праве хозяйственного ведения. Общая протяженность муниципальных электросетей порядка 300 км.
Объекты газоснабжения переданы в аренду ОАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", в результате чего материальная выгода местного бюджета составляет порядка 27,5 млн рублей ежегодно (передача в аренду исключила ежегодные затраты на обслуживание газовых сетей, кроме того, бюджет получает доходы от арендной платы ежегодно порядка 378 тыс. рублей);
Объекты теплоснабжения закреплены за МУП "Выксатеплоэнерго" на праве хозяйственного ведения.
Объекты водоснабжения переданы в аренду ООО "Водоканал", в результате чего материальная выгода местного бюджета составляет порядка 3,47 млн рублей ежегодно (передача в аренду исключила затраты на обслуживание и капитальный ремонт объектов водоснабжения).
Объекты водоотведения закреплены за МУП "Стоки" на праве хозяйственного ведения.
Приватизация муниципального имущества, проводимая ежегодно, на основании утвержденных соответствующим решением Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области Программ приватизации, основной целью реализации которых является повышение эффективности управления муниципальной собственностью городского округа город Выкса Нижегородской области и обеспечение дополнительных неналоговых поступлений в местный бюджет, достигаемыми результатами которой являются:
1) влияние на структурные преобразования в экономике городского округа город Выкса Нижегородской области;
2) стимулирование привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
3) оптимизация структуры муниципальной собственности городского округа город Выкса Нижегородской области (целесообразность приватизации объектов муниципальной собственности, в том числе учет физического и морального износа объектов муниципальной собственности, а также непригодность объектов муниципальной собственности по своему функционалу для использования в целях удовлетворения муниципальных нужд);
4) формирование доходов бюджета городского округа город Выкса Нижегородской области;
5) снижение затрат бюджета городского округа город Выкса Нижегородской области на содержание и ремонт недвижимого имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий органов местного самоуправления, определенных законодательством Российской Федерации.
Новым направлением в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся на территории городского округа город Выкса, с 2015 года является работа по оформлению в муниципальную собственность городского округа город Выкса бесхозяйных вещей и выморочного имущества, а также по приведению в надлежащее состояние бесхозяйственно содержимых или используемых не по назначению жилых помещений (дома, квартиры и т.д.), достигаемыми результатами которой являются:
1) вовлечение в гражданский оборот указанных объектов недвижимости;
2) создание условий для благоустройства внешнего облика городского округа город Выкса;
3) формирование доходов бюджета городского округа город Выкса Нижегородской области.
На протяжении длительного времени органы местного самоуправления проводили комплекс мероприятий на повышение эффективности использования муниципального имущества. Однако до сих пор остается ряд проблем и нерешенных вопросов:
1. Недостаточная эффективность использования имущества, в том числе закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно;
2. Низкий уровень поступлений в бюджет городского округа город Выкса Нижегородской области в соотношении к запланированным доходам, в том числе:
- деятельность муниципальных предприятий с убытком,
- низкий уровень привлекательности объектов недвижимого и движимого имущества предлагаемых к приватизации (продаже);
- несоответствие планируемых Департаментом финансов и местных налогов администрации городского округа город Выкса сумм доходов в местный бюджет, основанный на показателях доходов за предыдущие годы, к реально запланированным доходам с учетом частичного выбытия имущества в результате приватизации (продажи).
3. Отсутствие необходимого финансирования на завершение технической инвентаризации объектов муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности.
2.2. Цели и задачи программы
Целью Программы является формирование эффективной структуры муниципальной собственности и системы управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, позволяющих полностью обеспечить исполнение муниципальных функций, максимизировать пополнение доходной части и предотвратить убытки расходной части бюджета городского округа город Выкса Нижегородской области, а также снизить расходы бюджета на содержание муниципального имущества.
Основными задачами Программы являются:
1. Повышение эффективности использования земельных ресурсов.
2. Повышение эффективности использования муниципального имущества.
2.3. Сроки и этапы реализации программы
Осуществление программы запланировано на 2016 - 2018 годы.
Программа реализуется в один этап.
2.4. Перечень основных мероприятий программы
Таблица 1. Перечень основных мероприятий муниципальной программы
№ п/п
Наименование основного мероприятия
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения (год)
Исполнители мероприятий
Источники финансирования
Объем финансирования (по годам), тыс. руб.
2016 год
2017 год
2018 год
Всего
Муниципальная программа "Имущественно-земельная политика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на 2016 - 2018 гг."
4447
4360
3400
12207
Цель муниципальной программы
Формирование эффективной структуры муниципальной собственности и системы управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами
Подпрограмма муниципальной программы
-
-
-
-
1.
Основное мероприятие 1
Совершенствование управления объектами недвижимости городского округа город Выкса Нижегородской области
Прочие расходы
2016 - 2018 гг.
КУМИ
Всего
2600
2600
2600
7800
местный бюджет
2600
2600
2600
7800
областной бюджет
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
прочие источники (средства предприятий, собственные средства населения)
-
-
-
-
1.1.
Мероприятие 1.1
Техническая инвентаризация объектов недвижимости, расположенных на территории городского округа город Выкса
1000
1000
1000
3000
1.2.
Мероприятие 1.2
Проведение кадастровых работ (межевание, формирование границ, постановка на кадастровый учет) недвижимого имущества, расположенного на территории городского округа город Выкса
600
600
600
2000
1.3.
Мероприятие 1.3
Проведение кадастровых работ (межевание, формирование границ, постановка на кадастровый учет) земельных участков, расположенных на территории городского округа город Выкса
600
600
600
2000
1.4.
Мероприятие 1.4
Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории городского округа город Выкса
400
400
400
1200
2.
Основное мероприятие 2
Приобретение (в том числе путем выкупа) объектов основных средств в рамках муниципальных программ
Прочие расходы
2016 - 2018 гг.
КУМИ
Всего
1047
960
0
2007
местный бюджет
1047
960
0
2007
областной бюджет
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
прочие источники (средства предприятий, собственные средства населения)
-
-
-
-
3.
Основное мероприятие 3
Обеспечение реализации Программы
Прочие расходы
2016 - 2018 гг.
КУМИ
Всего
800
800
800
2400
местный бюджет
800
800
800
2400
областной бюджет
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
прочие источники (средства предприятий, собственные средства населения)
-
-
-
-
3.1.
Мероприятие 3.1
Публикация информационных сообщений в средствах массовой информации, необходимой для распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами
200
200
200
600
3.2.
Мероприятие 3.2
Охрана и содержание объектов муниципальной имущественной казны
150
150
150
300
3.3.
Мероприятие 3.3
Возмещение судебных расходов
50
50
50
150
3.4.
Мероприятие 3.4
Сопровождение и модернизация информационных систем, технической базы в целях эффективного управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами
400
400
400
1200
2.5. Индикаторы достижения цели Программы
Таблица 2. Сведения об индикаторах и непосредственных результатах
№ п/п
Наименование индикатора достижения цели, непосредственного результата
Единица измерения
Значение индикатора, непосредственного результата
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2
4
5
6
Муниципальная программа "Имущественно-земельная политика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на 2016 - 2018 гг."
Индикаторы
1.
Доходы от аренды земельных участков
Тыс. руб.
48000
50000
50000
2.
Доходы от продажи земельных участков
Тыс. руб.
9000
7000
5000
3.
Доходы от аренды имущества
Тыс. руб.
14210
14000
14000
4.
Доходы от продажи имущества
Тыс. руб.
5000
2000
2000
Непосредственные результаты
1.
Величина прямых финансовых поступлений в бюджет, администрируемых КУМИ городского округа город Выкса Нижегородской области
Тыс. руб.
76210
73000
71000
2.6. Меры правового регулирования
Таблица 3. Сведения об основных мерах правового регулирования
№ п/п
Вид правового акта
Основные положения правового акта (суть)
Ответственный исполнитель, соисполнитель
Ожидаемые сроки принятия
2
3
4
5
Муниципальная программа "Имущественно-земельная политика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на 2016 - 2018 гг."
Основное мероприятие 1. Совершенствование управления объектами недвижимости городского округа город Выкса Нижегородской области
1.
Решение Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области
Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа город Выкса Нижегородской области
КУМИ
Внесение изменений по мере необходимости в № 42 от 03.04.2012
2.
Решение Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области
Утвердить прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества городского округа город Выкса Нижегородской области
КУМИ
Ежегодно, IV квартал года перед отчетным
3.
Решение Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области
Внести изменения в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества городского округа город Выкса Нижегородской области
КУМИ
По мере необходимости
4.
Решение Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области
Утвердить отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества городского округа город Выкса Нижегородской области
КУМИ
Ежегодно, I квартал года, следующего за отчетным
2.7. Участие в реализации Программы муниципальных
предприятий, акционерных обществ с участием городского
округа город Выкса, общественных и иных организаций
Допускается участие в реализации муниципальной программы муниципальных предприятий, акционерных обществ с участием городского округа город Выкса, общественных и иных организаций. В этом случае в Программу должны быть внесены соответствующие корректировки, включая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию муниципальной программы.
2.8. Обоснование объема финансовых ресурсов
Таблица 4. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета городского округа город Выкса
Статус
Наименование муниципальной программы, подпрограммы
Заказчик - координатор, соисполнитель
Расходы, руб.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
1
2
3
4
5
6
Муниципальная программа
"Имущественно-земельная политика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на 2016 - 2018 гг."
всего
3000
3000
3000
Заказчик - координатор КУМИ городского округа город Выкса
3000
3000
3000
2.9. Анализ рисков реализации Программы
На решение задач и достижение целей Программы могут оказать влияние внутренние и внешние риски:
I группа рисков - внутренние риски реализации Программы:
1. Неэффективность организации и управления процессом реализации программных положений.
2. Недостаточный уровень исполнительской дисциплины руководителей профильных организационных структур.
3. Отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Программы.
4. Длительный срок реализации Программы и, как следствие, возрастание неопределенности по мере реализации Программы способны снизить предполагаемую деловую активность инвесторов в городе Выкса при реализации мероприятий Программы.
Меры муниципального регулирования и управления внутренними рисками:
1. Разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации программных положений и мероприятий, а также эффективности использования бюджетных средств.
2. Проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации Программы с привлечением независимых экспертов.
3. Проведение подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями Программы, а также привлечение внешних профильных консультантов.
4. Осуществление процесса информирования ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям Программы с учетом допустимого уровня риска, а также разработка соответствующих регламентов и мер по контролю межведомственной координации в ходе реализации Программы.
II группа рисков - внешние риски реализации Программы:
1. Возможности снижения темпов экономического роста, ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции, кризиса банковской системы, что может негативно отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций.
2. Несовершенство системы нормативного правового регулирования деятельности в имущественно-земельных отношениях на Федеральном уровне. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы.
3. Финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования Программы, вызванные возникновением бюджетного дефицита.
4. Наибольшее влияние на перспективы, объем и полноту реализации мероприятий программы оказывают внешние риски. В рамках реализации программы в целом и отдельных ее подпрограмм могут и должны быть внесены соответствующие изменения, касающиеся объемов и сроков реализации отдельных мероприятий и, возможно, доходов бюджета администрации городского округа город Выкса.
3. Подпрограммы Программы
Вводятся по мере необходимости.
4. Оценка планируемой эффективности Программы
Наименование оценки
2016
2017
2018
Доходы от управления муниципальным имуществом городского округа город Выкса Нижегородской области, администрируемые КУМИ, поступающие в местный бюджет (тыс. руб.)
76210
73000
71000
Расходы (тыс. руб.)
3000
3000
3000
Экономическая эффективность
25,40
24,33
23,66
Экономическая эффективность реализации мероприятий муниципальной программы оценивается как отношение общего объема доходов, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью, к общему объему расходов, предусмотренному на реализацию мероприятий Программы - отношение полезного результата к ресурсам, затраченным на его достижение.
Отсутствие роста коэффициента эффективности в 2016 - 2018 годах обусловлено объективным уменьшением физического объема имущественно-земельных ресурсов муниципальной собственности городского округа город Выкса Нижегородской области, ликвидацией и реорганизацией муниципальных убыточных предприятий, а также повышением затрат на управление муниципальным имуществом городского округа город Выкса Нижегородской области (капитальный ремонт объектов нежилого фонда, освобождение земельных участков от самовольно возведенных объектов и прав третьих лиц, изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых в соответствии с целевым назначением в течение трех лет, и другое). Вместе с тем, вовлечение в оборот новых объектов недвижимости и земельных участков в ходе реализации Программы приведет к росту экономической эффективности, показатели которой будут скорректированы в среднесрочной перспективе.
------------------------------------------------------------------