По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского УФАС России от 13.02.2015 по делу N 71-ФАС52-10/15 <О нарушении законодательства о защите конкуренции при организации аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу № 71-ФАС52-10/15

Резолютивная часть решения оглашена 12 февраля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 февраля 2015 года.
Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

С.
-
председатель комиссии, заместитель руководителя Нижегородского УФАС,
Б.
-
начальника отдела контроля органов государственной власти;
Ж.
-
ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

при участии:

К.
-
представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области по доверенности от 10.02.2015 № <...>;
А.
-
представителя ООО "БР" по доверенности № <...> от 09.02.2015;
М.
-
представителя ООО "С-А" по доверенности б/н от 09.02.2015 г.;
О.
-
директора ООО "С-А";
Х.
-
Х.О.А.;
Б.
-
директора ООО "АС";
Д.
-
представителя по доверенности ООО "АС", б/н от 11.02.2015 г.;
С.
-
представителя ООО "НТ" по доверенности б/н от 09.02.2015 г.;
Р.
-
представитель ООО "ВВла",

рассмотрела 12 февраля 2015 года в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения жалобы ООО "С-А", ООО "БР", ИП Х.О.А., ООО "КТ", ООО "АС" (заявители) на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - ответчик, департамент, организатор торгов) при организации аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, расположенных в <...> районе Нижегородской области, <...> районном лесничестве <...> участковом лесничестве, кварталах № 1 - 40, 42 - 49, 51 - 55, 58 - 63, 68, 69, 70, 75, 76, 86, 94, 100 - 149; <...> участковом лесничестве, кварталах № 90 - 100, 102 - 107, 109, 113; <...> участковом лесничестве, кварталах № 1 - 106 (Лот № 1),

установила:

03.02.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "С-А", 06.02.2015 г. - ООО "БР", 09.02.2015 г. - ООО "АС", ООО "КТ", ИП Х.О.А., на действия организатора торгов - Департамент лесного хозяйства Нижегородской области при организации аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, расположенных в <...> районе Нижегородской области, <...> районном лесничестве <...> участковом лесничестве, кварталах № 1 - 40, 42 - 49, 51 - 55, 58 - 63, 68, 69, 70, 75, 76, 86, 94, 100 - 149; <...> участковом лесничестве, кварталах № 90 - 100, 102 - 107, 109, 113; <...> участковом лесничестве, кварталах № 1 - 106 (Лот № 1). Аукцион состоялся - 29.01.2015 г.
В жалобе заявители сообщают, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 79 Лесного кодекса РФ, срок подачи заявок на участие в аукционе на заключение договора аренды лесных участков не может составлять менее 14 дней. Организатором торгов было установлены следующие сроки: дата создания извещения - 26.12.2014, дата начала принятия заявок - 29.12.2014, дата окончания принятия заявок - 14.01.2015 г. Таким образом, по мнению заявителя, из 14 дней определенным законодательством, как минимальный срок для подачи заявок, фактически организатор торгов заявки принимал 5 полных дней (29.12.2014 г., 30.12.2014 г., 12.01.2015, 13.01.2015 г., 13.01.2015 г., 14.01.2015 г.) и один неполный день - 31.12.2015 г., т.к. с период с 01.01.2015 г. по 11.01.2015 г., также относится к нерабочим праздничным дням. По мнению заявителя, 5 рабочих дней недостаточный срок для подготовки необходимых документов и подачи заявки.
Также в жалобах ООО "БР", ООО "АС", ИП Х.О.А. содержится информация о том, что в соответствии с частью 2 статьей 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Однако, лесной участок, выставленный Департаментом на аукцион (Лот № 1) на кадастровый учет не прошел, о чем имеется информация в аукционной документации. По мнению заявителя, данный факт противоречит требованию норм антимонопольного законодательства.
По итогам приведенных в жалобе доводов, заявители просят антимонопольный орган: признать жалобы обоснованными.
До рассмотрения жалобы по существу в антимонопольный орган поступили возражения на жалобу от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (Вх. № <...> от 09.02.2015 г., Вх. № <...> от 12.02.2015, Вх. № <...> от 12.02.2015, № <...> от 12.02.2015 г., № <...> от 12.02.2015 г.).
Доводы заявителей Департамент опровергает, ссылаясь на то, что аукционной документацией предусмотрен прием заявок в выходные и праздничные дни с 10.00 - 16.00, по адресу: г. Н.Новгород, <...>.
Относительно выставления на аукцион лесных участков не прошедших кадастровый учет, ответчик пояснил следующее: "Аукцион по продаже права был объявлен до вступления срока ограничения на предоставление лесных участков, не прошедших государственный кадастровый учет. После объявления аукциона Департамент лесного хозяйства Нижегородской области взял на себя обязанности по продаже права на заключение договора аренды, отказаться от исполнения которых он может только в установленные ст. 79 Лесного кодекса РФ сроки. В связи с чем, между департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и неопределенным кругом лиц возникли волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности. Статьей 4 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом". На основании вышеизложенного, Департамент приходит к выводу, что законом, внесшим поправки, не предусмотрено распространение его действия на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, применение положений закона к отношениям, возникшим до его вступления в силу противоречит норме права, указанной в статье 4 ГК РФ и является незаконным.
Рассмотрение жалоб ООО "С-А", ООО "БР", ИП Х.О.А., ООО "КТ", ООО "АС" назначено на 10.02.2015 г. Рассмотрение дела по существу состоялось 12.02.2015 г.
При рассмотрении жалоб ООО "С-А", ООО "БР", ИП Х.О.А., ООО "КТ", ООО "АС" представители заявителей поддержали доводы жалоб в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующим выводам.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из приведенной нормы права следует, что, прежде всего, правом обжалования в антимонопольный орган действий организатора торгов наделены лица, подавшие заявки на участие в торгах.
Согласно части 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
Жалобы на торги в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
26 декабря 2014 года Департамент лесного хозяйства Нижегородской области на сайте: http://torgi.gov.ru разместил извещение № <...> о проведении открытого аукциона по передаче в аренду лесного участка, расположенного по адресу: <...> район Нижегородской области, <...> районное лесничество <...> участковое лесничество, кварталы № 1 - 40, 42 - 49, 51 - 55, 58 - 63, 68, 69, 70, 75, 76, 86, 94, 100 - 149; <...> участковое лесничество, кварталы № 90 - 100, 102 - 107, 109, 113; <...> участковое лесничество, кварталы № 1 - 106. Площадь участка 47 404 Га. Лот № 1. Срок аренды - 30 лет.
В соответствии с информацией, имеющейся в Извещении № <...> и в аукционной документации - заявки на участие в аукционе принимаются по рабочим дням с 10.00 часов до 17.00 часов (перерыв с 13:00 до 14:00 часов) с 29 декабря 2014 г. Окончание срока приема заявок 17.00 часов 14 января 2015 г., по адресу: <...>, г. Нижний Новгород, <...>. Также в аукционной документации указано, что в выходные и праздничные дни заявки принимаются по адресу: <...>, г. Нижний Новгород, <...>, с 10 00 часов до 16 00 часов. В ходе рассмотрения жалоб по существу Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее:
- Поручением Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ГП НО "ДН" Исх. 31.12.2014 г. № <...>, а также Приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области № 1642/1 от 23.12.2014 "О приеме заявок на аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка" Департамент лесного хозяйства Нижегородской области обеспечил прием заявок на право заключения договора аренды лесных участков в период с 01.01.2015 г. по 11.01.2015 г. по адресу: г. Н.Новгород, <...>. Время приема заявок с 10.00 - 17.00.;
- В соответствии с протоколом приема заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договоров лесных участков от 15.01.2015 г. № 44 в период с 29.12.2014 по 14.01.2015 г. подано 48 заявок, из них 10 заявок допущены к участию в аукционе по лоту № 1;
- Заявители не представили доказательства, свидетельствующие о нарушении организатором торгов графика приема заявок.
Таким образом, организатором торгов обеспечена возможность для потенциальных участников торгов подать заявки на участие в аукционе.
Доводы заявителя относительно выставления на торги продажи права на заключение договоров аренды лесных участков не прошедших кадастровую регистрации, не рассматриваются Комиссией в данном деле, поскольку не относятся к процедуре торгов.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а именно по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, Комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия организатора торгов - Департамент лесного хозяйства Нижегородской области при организации аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, расположенных в <...> районе Нижегородской области, <...> районном лесничестве <...> участковом лесничестве, кварталах № 1 - 40, 42 - 49, 51 - 55, 58 - 63, 68, 69, 70, 75, 76, 86, 94, 100 - 149; <...> участковом лесничестве, кварталах № 90 - 100, 102 - 107, 109, 113; <...> участковом лесничестве, кварталах № 1 - 106 (Лот № 1) соответствуют требованиям статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Нижегородского УФАС России

решила:

Признать жалобы ООО "С-А", ООО "БР", ИП Х.О.А., ООО "КТ", ООО "АС" на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области при организации аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, расположенных в <...> районе Нижегородской области, <...> районном лесничестве <...> участковом лесничестве, кварталах № 1 - 40, 42 - 49, 51 - 55, 58 - 63, 68, 69, 70, 75, 76, 86, 94, 100 - 149; <...> участковом лесничестве, кварталах № 90 - 100, 102 - 107, 109, 113; <...> участковом лесничестве, кварталах № 1 - 106 (Лот № 1), необоснованными.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
С.

Члены комиссии
Б.
Ж.


------------------------------------------------------------------