Решение Нижегородского УФАС России от 16.02.2015 по делу N 1426-ФАС52-07/14 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в рассылке СМС-сообщений рекламного характера при отсутствии согласия абонента на их получение>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу № 1426-ФАС52-07/14
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
С.С.В.
-
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
М.Н.В.
-
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Ш.О.Ю.
-
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 1426-ФАС52-07/14, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЛК НН" (<...>, г. Н.Новгород, <...>) по обращению потребителя рекламы Г. по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии генерального директора общества Ф.Е.Н., представителя ООО "ЛК НН" по доверенности от 10.12.2014 г. Т.Л.В.,
установила:
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы Г., направленное Роспотребнадзором по Нижегородской области, по поводу звонков, осуществляемых сотрудниками ООО "ЛК НН" без ее согласия с телефонного номера +7<...>.
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 12 ноября 2014 г. вынесло Определение № 1216-ФАС52-07/14 о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "ЛК НН".
В ходе рассмотрения дела 03.02.2015 г. объявлялся перерыв до 11.02.2015 г. После перерыва рассмотрение дела было продолжено.
Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
Г. является абонентом ОАО "М", имеет телефонный номер +7<...>.
Согласно представленной заявителем распечатки оператора связи за период с 19.04.2014 г. по 24.04.2014 г. на номер его сотового телефона 19.04.2014 г., 23.04.2014 г. и 24.04.2014 г. распространялись звонки рекламного характера с телефонного номера +7<...>. Звонящие приглашали бесплатно пройти сеанс косметических процедур в Академии красоты "Мн". Между тем, как следует из обращения, заявитель не давал согласия на получение звонков рекламного характера.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Телефонные звонки с приглашением бесплатно пройти сеанс косметических процедур являются рекламой, так как ориентированы на неопределенный круг лиц и направлены на привлечение внимание потребителей к объекту рекламирования - Академии красоты "Мн", и мотивацию потребителей рекламы к тому, чтобы воспользоваться предложенными косметическими процедурами, что является товаром.
Согласно пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Согласно письма ОАО "М" от 17.12.2014 г. исх. № <...> телефонный номер +7<...> представлен ООО "ЛК НН".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ЛК НН" пояснил, что заявитель мог сам оставить свои контактные данные на Интернет-портале, которые затем поступили обществу. Обществом представлены договоры об оказании информационных услуг: от 22.10.2014 г. № <...>, заключенный с ООО "ЦМ"; от 29.10.2014 г. № <...>, заключенный с ООО "ЛМ".
ООО "ЛК НН" также представлена справка ООО "МО" от 10.02.2015 г., согласно которой "потребитель рекламы, имеющий телефонный номер +7<...>, оставил указанный контактный номер, указав свое имя Наталья на сайте http://<...>.ru 17.04.2015. Указанный телефонный номер в рамках исполнения договора был передан в ООО "ЛК НН", как потенциального потребителя. Предоставить скриншот и прочие РИМ по поступлению данной информации в настоящее время не представляется возможным, поскольку произошла реорганизация ООО "МО", указанные документы не сохранились, так как хранению и архивации не подлежат".
Рассмотрев данную справку, Комиссия Нижегородского УФАС России сомневается в достоверности указанных в ней сведений ввиду того, что в документе указан иной телефонный номер, не принадлежащий заявителю, а также указана дата оставления контактных данных на сайте 17.04.2015 г., что не может соответствовать действительности.
В связи с этим, Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что у ООО "ЛК НН" отсутствовало согласие абонента на получение рекламы посредством радиотелефонной связи.
Таким образом, распространение рекламных сообщений противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно письма ОАО "М" от 17.12.2014 г. исх. № <...> телефонный номер +7<...>, с которого осуществлялись звонки, носящие рекламный характер, представлен ООО "ЛК НН".
Следовательно, рекламораспространителем рекламного сообщения является ООО "ЛК НН".
Таким образом, распространение рекламного сообщения ООО "ЛК НН" 19.04.2014 г., 23.04.2014 г. и 24.04.2014 г. на номер сотового телефона +7<...>, противоречит части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "ЛК НН" 19.04.2014 г., 23.04.2014 г. и 24.04.2014 г. на номер сотового телефона +7<...>, поскольку она противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ЛК НН" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.С.В.
Члены комиссии
Ш.О.Ю.
М.Н.В.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу № 1426-ФАС52-07/14
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
С.С.В.
-
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Ш.О.Ю.
-
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
М.Н.В.
-
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании решения от 16.02.2015 г. по делу № 1426-ФАС52-07/14 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ООО "ЛК НН" 19.04.2014 г., 23.04.2014 г. и 24.04.2014 г. на номер сотового телефона +7<...>, поскольку она противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "ЛК НН" в срок до 26 февраля 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы на номер сотового телефона +7<...> без предварительного согласия абонента на получение данной рекламы.
2. ООО "ЛК НН" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 27 февраля 2015 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
С.С.В.
Члены комиссии
Ш.О.Ю.
М.Н.В.
------------------------------------------------------------------