Решение Нижегородского УФАС России от 28.04.2015 по делу N 481-ФАС52-КТ-65-09/04-15 <О нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 и доступа к сети Интернет посредством применения технологии установления беспроводной связи через USB-модем>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу № 481-ФАС52-КТ-65-09/04-15(192-ДР)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А.
-
председатель комиссии, заместитель руководителя управления,
- Кирьякова С.Е.
-
член комиссии, начальник отдела контроля закупок,
- Рыжов Д.В.
-
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа,
при участии:
- С.Е.А.
-
представителя ОАО "МС" (доверенность от 25.04.2013 № <...>),
- Б.Н.А.
-
начальника ФГКУ "ПМР",
- Ш.Е.С.
-
члена единой комиссии,
рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "МС" (далее также - ОАО "МС", заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения "ПМР" (далее также - ФГКУ "ПМР", заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ОАО "МС" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 и доступа к сети Интернет посредством технологии беспроводной связи через USB-модем для нужд заказчика, номер извещения <...> (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru без указания предмета запроса, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Кроме того, описание объекта закупки носит необъективный характер.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представитель заявителя поддержала позицию и доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Начальник ФГКУ "ПМР" и член единой комиссии с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ОАО "МС" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 16.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.<...> размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 и доступа к сети Интернет посредством технологии беспроводной связи через USB-модем для нужд ФГКУ "ПМР" и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное государственное казенное учреждение "ПМР".
Оператором электронной площадки является ЗАО "С-Т".
Предметом контракта является оказание услуг по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 и доступа к сети Интернет посредством технологии беспроводной связи через USB-модем для нужд заказчика.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 665,60 рублей.
2) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.
Пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Однако в извещении об осуществлении закупки отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуги междугородной и международной телефонной связи.
Кроме того, в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к участникам о соответствии положениям пунктов 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, ФГКУ "ПМР" нарушило требования части 1 статьи 31 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3) Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки определено в части V документации об электронном аукционе. Заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, что не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок, в том числе правилам описания объекта закупки.
Кроме того, на участие в рассматриваемом электронном аукционе подали заявки два участника закупки (ОАО "ВК" и ОАО "Мг"), что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Следовательно, жалоба ОАО "МС" в указанной части признается необоснованной.
4) В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Требования к участникам закупки определены в пункте 1.7 части II документации об электронном аукционе.
Однако в документации об электронном аукционе отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуги междугородной и международной телефонной связи.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5) По смыслу пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о сроке, в течение которого иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона, должен подписать контракт, об условиях признания иного участника такого аукциона уклонившимся от заключения контракта. Однако данной информации в документации об электронном аукционе не имеется.
Следовательно, заказчик нарушил требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 2.2.4 части II документации об электронном аукционе заказчиком определены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе противоречащие положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действующей редакции. ФГКУ "ПМР" ошибочно истребуется наименование места происхождения товара или наименование производителя (правильно - наименование страны происхождения товара).
Кроме того, требования к составу второй части заявки также не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В подпункте 2 пункта 2.2.5 части II документации об электронном аукционе ФГКУ "ПМР" истребуются документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 1.7.5.1, 1.7.5.2 и 1.7.7 документации, или копии таких документов, в частности, документы, подтверждающие непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Между тем достаточно продекларировать соответствие участника закупки требованиям пункта 3 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (пункт 2 части 5 статьи 66 названного Федерального закона).
Таким образом, ФГКУ "ПМР", установив подобные требования к составу заявки, нарушило положения части 1 статьи 64 и частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в проект контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Между тем в проекте контракта отсутствуют формулы для исчисления размера пени для исполнителя, предусмотренные Постановлением Правительства России от 25.11.2013 № 1063.
Изложенное свидетельствует о нарушении ФГКУ "ПМР" требований частей 4, 7 статьи 34 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Также в пункте 2.1.3 части II документации об электронном аукционе определено, что разъяснение положений документации об электронном аукционе размещается в единой информационной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника аукциона, с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 22 части III документации об электронном аукционе заказчиком определены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации (дата начала: 17.04.2015, дата окончания: 20.04.2015).
Согласно Извещению о проведении указанного электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок - 24.04.2015 10:00.
ОАО "МС" направило запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки 20.04.2015, который передан заказчику в установленные действующим законодательством сроки.
В соответствии с данным запросом заявитель просил указать нормативные документы, на основании которых заказчик установил требование о защите конфиденциальной информации.
Однако ФГКУ "ПМР", разместив на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разъяснения положений документации об электронном аукционе (22.04.2015), не указало предмет запроса. Данный факт свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба заявителя в рассматриваемой части признается обоснованной.
9) 24.04.2015 единой комиссией заказчика рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № <...> от 24.04.2015.
В соответствии с протоколом № <...> от 24.04.2015 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (24.04.2015 10:00) поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены защищенные номера <...> и <...>.
Согласно протоколу № <...> от 24.04.2015 единая комиссия заказчика допустила к участию и признала участниками электронного аукциона обоих участников закупки.
27.04.2015 состоялась процедура проведения электронного аукциона, что зафиксировано в протоколе проведения электронного аукциона от 27.04.2015. Последнее ценовое предложение сделано участником закупки, подавшим заявку под защищенным номером <...>.
Также 27.04.2015 единая комиссия ФГКУ "ПМР" рассмотрела вторые части заявок участников закупки. Результаты указанной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов электронного аукциона № <...> от 27.04.2015.
В соответствии с протоколом № <...> от 27.04.2015 заявка ОАО "ВК" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Нарушений положений Закона о контрактной системе при проведении данных процедур не выявлено.
10) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения части 1 статьи 31, частей 4, 7 статьи 34, части 5 статьи 63, частей 1, 3, 4 статьи 64, части 4 статьи 65 и частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные ФГКУ "ПМР", не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания о прекращении приостановления определения исполнителя оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЗАО "С-Т"), требования к которому установлены в уведомлении от 24.04.2015 № <...>.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу открытого акционерного общества "МС" на действия Федерального государственного казенного учреждения "ПМР" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 и доступа к сети Интернет посредством технологии беспроводной связи через USB-модем для нужд ФГКУ "ПМР", номер извещения <...>, обоснованной в части не указания предмета запроса при разъяснении положений документации об электронном аукционе.
2. В остальной части признать жалобу ОАО "МС" на действия ФГКУ "ПМР" (номер извещения <...>) необоснованной.
3. Признать ФГКУ "ПМР" нарушившим требования части 1 статьи 31, частей 4, 7 статьи 34, части 5 статьи 63, частей 1, 3, 4 статьи 64 и частей 3, 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Заказчику предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты определения исполнителя.
5. Выдать оператору электронной площадки (ЗАО "С-Т") предписание о прекращении приостановления осуществления закупки.
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
А.А.ШУМИЛОВ
Члены комиссии
С.Е.КИРЬЯКОВА
Д.В.РЫЖОВ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу № 481-ФАС52-КТ-65-09/04-15(192-ДР)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А.
-
председатель комиссии, заместитель руководителя управления,
- Кирьякова С.Е.
-
член комиссии, начальник отдела контроля закупок,
- Рыжов Д.В.
-
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа,
на основании своего решения от 28.04.2015, принятого по жалобе открытого акционерного общества "МС" в отношении Федерального государственного казенного учреждения "ПМР" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 и доступа к сети Интернет посредством технологии беспроводной связи через USB-модем для нужд ФГКУ "ПМР", номер извещения <...>, руководствуясь частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
предписывает:
1. Оператору электронной площадки - ЗАО "С-Т" (www.<...>) - в срок до 18 мая 2015 года прекратить приостановление определения исполнителя на оказание услуг по предоставлению услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 и доступа к сети Интернет посредством технологии беспроводной связи через USB-модем для нужд заказчика, номер извещения <...>.
2. Оператору электронной площадки - ЗАО "С-Т" - в срок до 19 мая 2015 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель комиссии
А.А.ШУМИЛОВ
Члены комиссии
С.Е.КИРЬЯКОВА
Д.В.РЫЖОВ
------------------------------------------------------------------