По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 29.01.2015 N 9 "О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 31 декабря 2013 года N 201"



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 29 января 2015 г. № 9

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА № 201

Приказываю:
внести в приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 31 декабря 2013 года № 201 следующие изменения:
1. В наименовании и в пункте 1 слова "на 2014 - 2016 годы" заменить словами "на 2014 - 2017 годы".
2. В пункте 2 слова "Управлению по финансовой, экономической и инвестиционной политике (Н.С. Русина)" заменить словами "Отделу финансирования организаций АПК".
3. Утвердить экономически значимую программу "Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014 - 2017 годы" в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу.

Министр
А.И.МОРОЗОВ





Приложение 1
к приказу министерства сельского
хозяйства и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
от 29.01.2015 № 9

Утверждена
приказом министерства сельского
хозяйства и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
от 31 декабря 2013 года № 201

ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 - 2017 ГОДЫ"

(далее - Программа)

Паспорт Программы

Наименование Программы
экономически значимая программа "Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014 - 2017 годы"
Основание для разработки Программы
государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;
государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280
Субъект бюджетного планирования
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Цель Программы
создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства
Основные задачи Программы
укрепление материально-технической базы отрасли молочного животноводства;
увеличение производства молока в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 года № 120;
реализация мер по укреплению племенной базы молочного скотоводства
Основные мероприятия Программы
возмещение части затрат на строительство животноводческих объектов по производству молока;
возмещение части затрат на оплату услуг по подготовке проектной документации на строительство животноводческих объектов по производству молока и прохождению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
приобретение высокопродуктивного поголовья скота молочного направления; укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов;
обеспечение ветеринарного благополучия сельскохозяйственных животных;
повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку высокоценных племенных телок на внутреннем рынке и по импорту;
увеличение охвата искусственным осеменением сельскохозяйственных животных
Сроки реализации Программы
2014 - 2017 годы. Программа реализуется в один этап
Исполнители Программы
министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод);
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы МСУ) по согласованию;
организации агропромышленного комплекса (далее - организации АПК) по согласованию
Объемы и источники финансирования Программы, тыс. рублей
Источники
финансирования
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Всего за период реализации Программы
Всего, в том числе:
1111720,3
3438965,4
2755825,4
3661985,4
10968496,5
областной
бюджет
115550,3
149405,4
149405,4
149405,4
563766,5
внебюджетные
источники
996170,0
3289560,0
2606420,0
3512580,0
10404730,0
Целевые индикаторы и показатели Программы
По итогам 2017 года будут достигнуты следующие значения индикаторов и показателей:
мощность введенных животноводческих объектов за период реализации Программы - 16 тыс. ското-мест;
поголовье коров во всех категориях хозяйств - 130,6 тыс. голов, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 108,9 тыс. голов;
производство молока во всех категориях хозяйств - 657,7 тыс. тонн, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 546,3 тыс. тонн;
производство молока на душу населения - 264 килограмма;
удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород - 24 процента;
выход телят на 100 маток - 80 голов
Ожидаемые результаты реализации Программы
увеличение валового производства молока в 2017 году во всех категориях хозяйств на 7,5 процента к уровню 2013 года, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах на 12,7 процента;
сохранение поголовья коров в 2017 году во всех категориях хозяйств на 100,1 процента к уровню 2013 года, в том числе увеличение поголовья в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах на 1,1 процента;
доведение производства молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) на душу населения до 264 кг в год;
повышение производительности труда в 2017 году на 54 процента к уровню 2013 года
Система управления и контроля
ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение цели, задач, индикаторов и результатов реализации является Минсельхозпрод;
финансирование программных мероприятий осуществляет Минсельхозпрод в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию экономически значимой программы "Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014 - 2017 годы";
мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет Минсельхозпрод

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Программа разработана в соответствии с государственной программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280.
Программа направлена на устойчивое развитие отрасли молочного скотоводства, снижение зависимости продовольственного рынка в регионе от поставок импортной продукции и призвана стать инструментом для достижения приоритетных целей устойчивого развития сельскохозяйственного производства в Нижегородской области, что является частью функций министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области по проведению государственной политики в сфере АПК и развития сельских территорий в соответствии со схемой территориального планирования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года № 254.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития
молочного скотоводства

За последние годы молочное скотоводство в Нижегородской области претерпело существенные изменения.
Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, технику, комбикорма и продукцию животноводства в области наметилась негативная тенденция к сокращению поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. В период с 2009 по 2013 год поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий области снизилось на 29,6 тыс. голов, или на 9,0%. Численность молочных коров сократилась на 7,2 тыс. голов, или на 5,2 процента.
В сельскохозяйственных организациях и крестьянских фермерских хозяйствах поголовье крупного рогатого скота за анализируемый период снизилось на 5,5%, или на 14,1 тыс. голов, а численность коров, напротив, возросла на 1,6%, или на 1,7 тыс. голов.
В производстве молока во всех категориях хозяйств в период с 2010 по 2013 год наблюдается положительная тенденция к росту. По итогам 2013 года производство молока составило 611,9 тыс. тонн, или 101,1% к уровню 2009 года.
Начиная с 2009 года отмечается ежегодный прирост продуктивности коров молочного стада в хозяйствах всех категорий области в среднем на 2,4%. По итогам 2013 года надой на корову составил 4585 кг, что на 9,8% выше уровня 2009 года.
В общем объеме производства молока доля сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 79,2%. В данной категории сельхозтоваропроизводителей также отмечается положительная динамика по производству молока. В период с 2009 по 2013 год ежегодно в среднем производство молока увеличивалось на 3,4%.

Анализ состояния молочного скотоводства
в Нижегородской области

Показатели
Ед. изм.
Годы
2013 год в % к 2009 году
2009
2010
2011
2012
2013
1. Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств (на конец года)
тыс. голов
329,0
324,5
314,3
310,6
299,4
91,0
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. голов
256,8
255,5
253,0
250,3
242,7
94,5
2. Поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств (на конец года)
тыс. голов
137,7
136,7
133,8
134,6
130,5
94,8
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. голов
106,0
107,9
108,6
109,4
107,7
101,6
3. Валовое производство молока во всех категориях хозяйств
тыс. тонн
605,0
592,4
597,6
611,7
611,9
101,1
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. тонн
424,2
428,6
448,6
480,5
484,9
114,3
4. Надой на корову в год во всех категориях хозяйств
кг
4174
4228
4350
4438
4585
109,8
5. Производство молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) на душу населения
кг
233
235
239
248
249
106,9
6. Выход телят на 100 маток
гол.
78
78
79
78
77
98,7
7. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород
гол.
1750
1528
1696
2695
2656
151,8
8. Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород
%
14,3
18,2
18,9
19,5
22,3
+8,0 п.п.
9. Уровень рентабельности производства молока с учетом господдержки
%
9,7
38,6
37,0
24,7
36,3
+26,6 п.п.
без учета господдержки
%
1,8
18,6
9,0
4,3
12,7
+10,9 п.п.

Сохранение численности маточного поголовья и увеличение производства молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах достигнуто в основном за счет предпринятых в 2009 - 2013 годах Правительством Нижегородской области мер по сохранению и стабилизации поголовья в молочном скотоводстве.
Стимулирование сохранения численности маточного поголовья и производства молока в рамках государственной поддержки осуществлялось в форме предоставления из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство, реконструкцию животноводческих помещений для содержания маточного и ремонтного молодняка крупного рогатого скота.
За 2009 - 2013 годы в рамках реализации названных мероприятий было построено и реконструировано около 400 животноводческих объектов для содержания крупного рогатого скота. Новыми технологиями охвачено более 80% дойного стада. В результате качество закупаемого в области молока-сырья предприятиями молочной промышленности из года в год улучшается. К 2013 году доля молока, принимаемого у нижегородских сельхозтоваропроизводителей высшим и первым сортом, составляет 98 процентов.
В анализируемом периоде изменился породный состав молочного скота в сторону высокопродуктивных генотипов, в том числе за счет ежегодного приобретения племенного молодняка. Удельный вес племенных коров в общем поголовье увеличился на 7,5 процентных пункта - с 14,3 до 21,8 процента.
Нерешенной проблемой остается использование сельхозпроизводителями для заготовки кормов старовозрастных трав, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по переваримому протеину и низкому содержанию белка в одной кормовой единице.
Актуальным остается вопрос обеспечения ветеринарного благополучия сельскохозяйственных животных в области. Несвоевременное определение заболеваемости и выявление основных факторов развития болезней у высокопродуктивных коров при современных технологиях производства молока наносят производителям молока огромный экономический ущерб, вызывая значительное снижение продуктивности животных и сокращая срок продуктивного использования коров.
Для развития отрасли молочного скотоводства Нижегородская область как крупный поставщик молока в перспективе располагает всеми необходимыми предпосылками:
- достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
- апробированные в ведущих организациях технологии интенсивного молочного животноводства;
- наличие высокопродуктивных пород молочного скота интенсивного типа (черно-пестрая, голштинская, швицкая).

1.2. Характеристика проблемы

Главными препятствиями для устойчивого развития молочного скотоводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
- недостаточный уровень внедрения современных технологических решений в производственный процесс;
- низкий выход телят в расчете на 100 коров;
отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся возможностей ускоренного развития молочного скотоводства;
- недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства обусловлена:
- социальной значимостью молока как необходимого для здоровья нации продукта питания, наиболее доступного по цене;
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых производственный цикл получения коровы составляет 24 - 28 месяцев;
- необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

2.1. Цели Программы
Целью Программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства.

2.2. Задачи Программы
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
укрепление материально-технической базы отрасли молочного животноводства;
увеличение производства молока в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120;
реализация мер по укреплению племенной базы молочного скотоводства.

Раздел 3. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ

Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице.

Основные целевые индикаторы Программы

Показатели
Ед. изм.
Годы
2017 год в % к 2014 году
2014
2015
2016
2017
1. Мощность введенных животноводческих объектов
ското-мест
350
6000
5500
4200
в 12 раз
2. Поголовье коров во всех категориях хозяйств
тыс. гол.
128,1
128,9
129,8
130,6
102,0
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. гол.
107,2
108,2
108,7
108,9
101,6
3. Производство молока во всех категориях хозяйств
тыс. тонн
619,8
632,2
644,8
657,7
106,1
в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
тыс. тонн
500
515
530,4
546,3
109,3
4. Производство молока на душу населения
кг
252
256
260
264
104,8
5. Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород
%
22,7
22,8
23
24
105,7
6. Выход телят на 100 маток
гол.
76
78
79
80
105,3

Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (кап. вложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения
Исполнители мероприятий
Объемы финансирования по годам (в разрезе источников), тыс. рублей

2014
2015
2016
2017
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Цель. Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства
Всего, в том числе:
1111720,3
3438965,4
2755825,4
3661985,4
10968496,5
областной бюджет
115550,3
149405,4
149405,4
149405,4
563766,5
внебюджетные источники
996170,0
3289560,0
2606420,0
3512580,0
10404730,0
Задача 1. Укрепление материально-технической базы отрасли молочного животноводства
Всего, в том числе:
272700,3
2222605,4
1781205,4
2542005,4
6818516,5
областной бюджет
115550,3
149405,4
149405,4
149405,4
563766,5
внебюджетные источники
157150,0
2073200,0
1631800,0
2392600,0
6254750,0
1.1.
Возмещение части затрат на строительство животноводческих объектов по производству молока
Прочие расходы
2014 - 2017 годы
Минсельхозпрод, организации АПК
Всего, в том числе:
267900,3
2183205,4
1753455,4
2513755,4
6718316,5
областной бюджет
115550,3
131905,4
137155,4
137155,4
521766,5
внебюджетные источники
152350,0
2051300,0
1616300,0
2376600,0
6196550,0
1.2.
Возмещение части затрат на оплату услуг по подготовке проектной документации на строительство животноводческих объектов по производству молока и проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
Прочие расходы
2014 - 2017 годы
Минсельхозпрод, организации АПК
Всего, в том числе:
4800,0
39400,0
27750,0
28250,0
100200,0
областной бюджет

17500,0
12250,0
12250,0
42000,0
внебюджетные источники
4800,0
21900,0
15500,0
16000,0
58200,0
Задача 2. Увеличение производства молока в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 года № 120
Всего, в том числе:
425200,0
861360,0
498120,0
711980,0
2496660,0
областной бюджет





внебюджетные источники
425200,0
861360,0
498120,0
711980,0
2496660,0
2.1.
Приобретение высокопродуктивного поголовья скота молочного направления
Прочие расходы
2014 - 2017 годы
Минсельхозпрод, организации АПК
Всего, в том числе:
9600,0
420000,0
29400,0
214200,0
673200,0
областной бюджет





внебюджетные источники
9600,0
420000,0
29400,0
214200,0
673200,0
2.2.
Укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов
Прочие расходы
2014 - 2017 годы
Минсельхозпрод, организации АПК
Всего, в том числе:
415600,0
441360,0
468720,0
497780,0
1823460,0
областной бюджет





внебюджетные источники
415600,0
441360,0
468720,0
497780,0
1823460,0
2.3.
Обеспечение ветеринарного благополучия сельскохозяйственных животных
Прочие расходы
2014 - 2017 годы
Минсельхозпрод, организации АПК
Всего, в том числе:





областной бюджет





внебюджетные источники





Задача 3. Реализация мер по укреплению племенной базы молочного скотоводства
Всего, в том числе:
413820,0
355000,0
476500,0
408000,0
1653320,0
областной бюджет





внебюджетные источники
413820,0
355000,0
476500,0
408000,0
1653320,0
3.1.
Повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку высокоценных племенных телок на внутреннем рынке и по импорту
Прочие расходы
2014 - 2017 годы
Минсельхозпрод, организации АПК
Всего, в том числе:
360000,0
300000,0
420000,0
350000,0
1430000,0
областной бюджет





внебюджетные источники
360000,0
300000,0
420000,0
350000,0
1430000,0
3.2.
Увеличение охвата искусственным осеменением сельскохозяйственных животных
Прочие расходы
2014 - 2017 годы
Минсельхозпрод, организации АПК
Всего, в том числе:
53820,0
55000,0
56500,0
58000,0
223320,0
областной бюджет





внебюджетные источники
53820,0
55000,0
56500,0
58000,0
223320,0

С целью увеличения производства молока в Нижегородской области предусматривается следующий комплекс программных мероприятий:
1. Укрепление материально-технической базы отрасли молочного животноводства.
В рамках данного направления предусматривается финансовая поддержка из средств областного бюджета в виде субсидий организациям агропромышленного комплекса, начавшим строительство животноводческого объекта по производству молока в соответствии с проектной документацией позже 1 января 2014 года включительно.
Субсидии предоставляются на:
- возмещение части затрат на строительство животноводческих объектов по производству молока по ставкам на одно ското-место дойного стада в зависимости от мощности строящегося животноводческого объекта в размере, не превышающем 50% затраченных средств, но не более 50% сметной стоимости строительства животноводческого объекта;
- возмещение части затрат на оплату услуг по подготовке проектной документации и прохождению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в размере 2 тысяч рублей на одно ското-место дойного стада, предусмотренного проектной документацией, но не более 80% от стоимости оказанных услуг, и прохождению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в размере 0,5 тысячи рублей на одно ското-место дойного стада, предусмотренного проектной документацией, но не более 80% от стоимости оказанных услуг.
Субсидии выплачиваются при условии сохранения поголовья дойного стада в период строительства животноводческого объекта, а после ввода его в эксплуатацию - при условии увеличения поголовья дойного стада не менее чем на 30% от количества голов дойного стада, предусмотренного в проектной документации, по сравнению с поголовьем на 1 января года, в котором получатель приступил к строительству.
2. Увеличение численности маточного поголовья крупного рогатого скота.
В рамках реализации программных мероприятий предусматривается увеличение поголовья дойного стада на вновь построенных животноводческих объектах за счет приобретения высокопродуктивных племенных нетелей и телок, что позволит самостоятельно разводить чистопородных коров в регионе.
В лучших племенных и товарных стадах для искусственного осеменения применяется семя, разделенное по полу, что позволяет получить наибольшее количество телок с высоким генетическим материалом для пополнения маточного поголовья крупного рогатого скота.
В целях обеспечения ветеринарного благополучия и увеличения производства молока комитетом государственного ветеринарного надзора Нижегородской области согласно утвержденного плану осуществляются:
- противоэпизоотические мероприятия, предусматривающие проведение диагностических исследований крупного рогатого скота, профилактических прививок и обработок, проведение ветеринарно-санитарных работ;
- мероприятия по профилактике и снижению заболеваний крупного рогатого скота незаразными заболеваниями, предусматривающие применение витаминов, макро- и микроэлементов, исследования коров на субклинические маститы и эндометриты, а также на стельность.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить увеличение валового производства молока на 10 - 15% ежегодно.
3. Повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота.
Реализация основного мероприятия по племенному животноводству направлена на формирование племенной базы, удовлетворяющей потребность отечественных сельхозтоваропроизводителей в племенном материале.
Нижегородская область по численности организаций в области разведения племенного молочного скота занимает одно из ведущих мест в системе племенной работы страны. Функции племенного завода по разведению молочного скота выполняют 34 сельхозорганизации, племенного репродуктора - 19, действует 1 генофондное хозяйство по сохранению красной горбатовской породы, лаборатория молекулярно-генетической экспертизы, центр информационного обеспечения.
При выполнении программы ожидается увеличение базовых показателей развития молочного скотоводства Нижегородской области. Так, численность коров в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2017 г. составит 108,9 тыс. голов, выход телят на 100 маток - 80 голов, производство молока - 546,3 тыс. тонн в год. Производство кормов на условную голову увеличится до 56,6 центнера кормовых единиц при заготовке сена 1 класса до 70%, сенажа - до 75%, силоса - до 80%. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота будет увеличен до 24%; реализация племенного молодняка - до 3100 голов в год.
За последние годы наблюдается устойчивая динамика роста числа племенных заводов с 14 до 34. В племенных заводах сосредоточено 82% коров черно-пестрой породы и 15,6% коров бурой швицкой породы.
В целях координации действий, направленных на развитие племенного скотоводства, предусматривается совершенствование системы государственного информационного обеспечения. В этой связи создан Региональный информационно-селекционный центр по всем видам животных на базе ОАО "Нижегородское" по племенной работе. Основной задачей этого центра является сбор, систематизация, актуализация, оценка информации по племенному животноводству, издание необходимых информационных материалов и доведение их до всех субъектов племенного животноводства.
Продуктивность коров в племенных хозяйствах области за последние годы значительно возросла: в племенных заводах черно-пестрой породы на 863 кг, бурой швицкой - на 1304 кг. Содержание жира при этом увеличилось на 0,05% и 0,08% соответственно, живая масса - на 35 кг и 24 кг.
Искусственное осеменение, как один из способов воспроизводства, позволяет более эффективно использовать генетические ресурсы пород, ускоряет темпы генетического прогресса, сокращает интервал между поколениями, что способствует увеличению генетического тренда и росту продуктивности стада и пород в целом. Около 87% маточного поголовья, охваченного искусственным осеменением, обеспечивается спермопродукцией ОАО "Нижегородское" по племенной работе.
Важность закрепления за маточным поголовьем быков-улучшателей обусловлена тем, что на 65% эффект селекции определяется быками-отцами следующего поколения быков и быками-отцами коров. Гарантией генетического прогресса в скотоводстве является использование спермы, разделенной по полу.
В Нижегородской области сформирована конкурентоспособная отечественная племенная база животноводства и эффективная система ведения племенного дела, адаптированная к международным требованиям.
В молочном скотоводстве доля племенного маточного поголовья должна составлять не менее 50% от животных с контролем молочной продуктивности и 30% от коров всех категорий хозяйств, то есть около 41,2 тыс. голов.
Перед племенными заводами и племенными репродукторами ставится задача достичь к началу 2017 года следующего уровня молочной продуктивности: в племенных заводах не менее 7500 кг молока с содержанием жира 3,8%, белка - 3,2%; в племенных репродукторах - не менее 6500 кг молока жирностью не менее 3,8%, белковостью 3,2 процента.
4. Укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов.
Для создания достаточной по количеству и соответствующей по качеству кормовой базы к 2017 году предусматривается:
- увеличение площадей естественных кормовых угодий, используемых для производства кормов для молочного стада, до 22,1 тыс. га (на 16,3% к уровню 2013 года), многолетних трав до 363 тыс. га (на 15,2%) и других кормовых культур до 131,3 тыс. га (на 16,0%), сохранение площадей под пастбищами в объеме 73 тыс. га, что позволит обеспечить заготовку грубых и сочных кормов на 1 условную голову скота молочных коров в объеме 56,6 центнера кормовых единиц;
- увеличение производства концентрированных кормов до 284,2 тыс. тонн (на 20,1%);
- сбалансирование рационов кормления животных по переваримому протеину с содержанием белка в одной кормовой единице до 105 - 110 граммов;
- обновление старовозрастных трав до 65,1 тыс. га (на 20,6%);
- создание долголетних культурных пастбищ на площади 3,5 тыс. га, что позволит обеспечить молочное животноводство высококачественным зеленым кормом.
Также предусмотрено ежегодное скармливание в высокопродуктивных стадах 100% концентратной части рациона в виде полноценных комбикормов-концентратов.

Раздел 5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Основным условием обеспечения экономической эффективности Программы является окупаемость инвестиций в период ее реализации с учетом стоимости капитала во времени. Влияние структуры капитала учитывается через стоимость капитала, задействованного в Программе.
Расчет показателей экономической и социальной эффективности Программы осуществляется на основе фактически сложившихся цен в 2013 году, а в последующие годы с учетом индексов-дефляторов.

Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы

Показатели
Годы
2017 год в % к 2013 году
2013
2014
2015
2016
2017
1. Поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств, тыс. гол.
130,5
128,1
128,9
129,8
130,6
100,1
в т.ч. в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
107,7
107,2
108,2
108,7
108,9
101,1
2. Валовое производство молока во всех категориях хозяйств, тыс. тонн
611,9
619,8
632,2
644,8
657,7
107,5
в т.ч. в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах
484,9
500,0
515,0
530,4
546,3
112,7
3. Надой на корову в год во всех категориях хозяйств, кг
4585
4740
4900
5060
5200
113,4
4. Выручка от реализации молока, млн руб. <*>
6529,3
8045,4
8305,0
8583,0
8870,0
135,8
5. Ежегодный прирост выручки от реализации молока, млн руб.
1133,0
1516,1
259,6
278,0
287,0
x
6. Валовой доход отрасли, млн руб. <*>
2149,9
2386,2
2655,0
2961,0
3310,0
154,0
7. Чистая прибыль отрасли, млн руб. <*>
736,5
760,8
786,0
812,0
838,0
113,8
8. Рабочие места, чел. <*>
6920
6920
6920
6920
6920
100,0

--------------------------------
<*> По сельскохозяйственным организациям.

При условии сохранения численности дойного стада во всех категориях хозяйств и увеличения продуктивности на 13,4% валовое производство молока во всех категориях хозяйств увеличится на 7,5%, в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 12,7 процента.
За. период реализации Программы планируется увеличить размер среднемесячной заработной платы по сравнению с 2013 годом в 1,7 раза, прибыль отрасли довести до 838 млн рублей в год.
В молочном животноводстве в сельскохозяйственных организациях занято около 7 тыс. человек, что составляет 29% от числа занятых в сельскохозяйственном производстве.
Реализация Программы за счет механизации и модернизации трудоемких процессов обеспечит повышение производительности труда на фермах на 54 процента.

Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе

Показатели
Ед. изм.
Годы
Всего за 2014 - 2017 гг.
2014
2015
2016
2017
Валовой продукт отрасли
млн руб.
10477
11127,0
11806,0
12525,0
45935,4
Ежегодный прирост валового продукта отрасли
млн руб.
630,2
649,6
679,0
719,0
2677,8
Финансирование программы из областного бюджета - всего
млн руб.
140,2
149,4
149,4
149,4
588,4
Показатели общей эффективности
%
449,5
434,8
454,5
481,3
455,1

На реализацию мероприятий Программы предусматривается направить из областного бюджета 588,4 млн рублей. Суммарный прирост валового продукта отрасли, при условии реализации мероприятий Программы, составит 2677,8 млн руб. Эффективность использования бюджетных средств - 455,1 процента.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем залужения деградированной пашни и культуртехнических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий на площади 22,1 тыс. га.

Раздел 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

С целью реализации намеченной Программы предполагается привлечь следующие финансовые ресурсы из областного бюджета:

Ресурсное обеспечение программы, тыс. рублей

Источники финансирования
Годы
Всего за период реализации программы
2014
2015
2016
2017
Всего, в том числе:
1111720,3
3438965,4
2755825,4
3661985,4
10968496,5
областной бюджет
115550,3
149405,4
149405,4
149405,4
563766,5
внебюджетные источники
996170,0
3289560,0
2606420,0
3512580,0
10404730,0

Раздел 7. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Минсельхозпрод.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Минсельхозпрод;
- финансирование программных мероприятий осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Положением о порядке реализации экономически значимой программы "Развитие молочного скотоводства с применением современных технологических решений в Нижегородской области на 2014 - 2017 годы";
- мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет Минсельхозпрод.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Министерством сельского хозяйства России и Правительством Нижегородской области, которые разработают и представят после прохождения отбора региональных программ.

Раздел 8. ОЦЕНКА РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К возможным внешним факторам риска относятся:
отсутствие финансирования (неполное финансирование) из различных источников, предусмотренных Программой;
неблагоприятные погодные условия, а также пожар, град, наводнение и другие обстоятельства непреодолимой силы, которые могут вызвать гибель посевов, животных, запасов товарных и материальных ценностей, порчу и выведение из строя основных и оборотных фондов. Механизмом снижения данного фактора должно быть страхование посевов, животных, основных и оборотных фондов.
К основным внутренним факторам риска можно отнести:
недостаток квалифицированных руководящих кадров и специалистов в сельскохозяйственных организациях, что снижает уровень качества принятия управленческих решений по реализации Программы;
незавершенность процессов реструктуризации и интеграции многих сельскохозяйственных организаций, что в дальнейшем может повлечь за собой изменение планов деятельности в связи со сменой руководства или собственника.

Расчет возможных рисков реализации Программы

Виды рисков
Годы
Всего
2014
2015
2016
2017
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову)
0
0
0
0
0
От невыхода на плановое поголовье коров, гол.
1200
1000
900
800
3900
Общая оценка рисков: тыс. тонн
7,8
6,2
4,7
4,2
22,9
млн руб.
98,5
88,3
74,9
70,3
332,0

По оценке Минсельхозпрода, невыход на плановую продуктивность молока на корову не прогнозируется. Однако за счет сокращения поголовья скота в личных подсобных хозяйствах населения может быть снижено валовое производство молока, недобор которого может составить 22,9 тыс. тонн, и как следствие снижение стоимости валовой продукции на сумму 332 млн рублей.
Для уменьшения риска, связанного с этими факторами, используются механизмы согласования различных проектов, претендующих на получение господдержки из средств областного бюджета, заключение соглашений о сотрудничестве между Минсельхозпродом и органами местного самоуправления в Нижегородской области.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.

Раздел 9. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п
Разделы Программы, мероприятия
Ответственные за исполнение
Сроки исполнения
Объем работ
Примечание
1.
Возмещение части затрат на строительство животноводческих объектов по производству молока
Минсельхозпрод
2014 - 2017 годы
521766,5 тыс. рублей
без сопровождения переходящих проектов 2017 года
2.
Возмещение части затрат на оплату услуг по подготовке проектной документации на строительство животноводческих объектов по производству молока и проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
Минсельхозпрод
2014 - 2017 годы
42000,0 тыс. рублей
без сопровождения переходящих проектов 2017 года
3.
Приобретение высокопродуктивного поголовья скота молочного направления
Организации АПК
2014 - 2017 годы
673200,0 тыс. рублей
в период реализации программы
4.
Укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов
Организации АПК
2014 - 2017 годы
1823460,0 тыс. рублей
в период реализации программы
5.
Повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку высокоценных племенных телок на внутреннем рынке и по импорту
Организации АПК
2014 - 2017 годы
1430000,0 тыс. рублей
в период реализации программы
6.
Увеличение охвата искусственным осеменением сельскохозяйственных животных
Организации АПК
2014 - 2017 годы
223320,0 тыс. рублей
в период реализации программы


------------------------------------------------------------------